Лучший педагог года

Период адаптации в детском саду

Наталья Федоренко
Период адаптации в детском саду

Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:

Системность, четкая целенаправленность и плановость;

Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;

Возрастной характер взаимодействия с родителями;

Открытость и доброжелательность.

Публикация «Период адаптации в детском саду» размещена в разделах

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям.  Адаптация является активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.

Детский сад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этого период адаптации  у каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью в детский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс.

Адаптация ребенка к условиям детского  сада включает в себя три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.

Адаптация имеет три степени тяжести:

Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель

Средняя – от четырех до шести недель.

Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.

В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

повышение температуры тела, давления;

снижение иммунитета;

изменения характера стула;

нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов.   Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно : начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.

На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).

Малышу предстоит привыкнуть к:

Невозможности уединения:

Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;

Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)

Необходимости самоограничений;

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

Необходимости отстаивать свое личное пространство;

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.

Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Течение адаптации зависит от следующих факторов:

возраст ребенка;

состояние здоровья;

уровень здоровья;

умение общаться со сверстниками;

сформированность предметной и игровой деятельности;

приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.

По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.

-Первая группа.   Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.

-Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной, отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат.  Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.

- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сада детского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.

В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.

Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются :

хороший аппетит;

спокойный сон;

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Советы родителям.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.

Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).

Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.

После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Конспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском садуКонспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском саду В адаптационный период все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Библиотека изображений:

Публикация Период адаптации в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Федоренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Период адаптации в детском саду
Опубликовано: 28 августа 2023 в 13:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД