МААМ-картинки

Организация деятельности с детьми на основе равнозначного и равноправного участия обеих сторон в выборе содержания

Ольга Киреева
Организация деятельности с детьми на основе равнозначного и равноправного участия обеих сторон в выборе содержания

1. «Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно- деятельностного подхода»

2. Дискуссия «Равноправное сотрудничество взрослых с детьми»

3. Результаты тематической проверки

4. Деловая игра: «Гармония отношений с детьми»

5. Практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателей с детьми»

6. Подведение итогов, проект решения педсовета

1. «Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно- деятельностного подхода»

Публикация «Организация деятельности с детьми на основе равнозначного и равноправного участия обеих сторон в выборе содержания» размещена в разделах

Каждый день мы делаем выбор : что приготовить на ужин, что одеть завтра на работу, как провести выходные и так далее. Тогда возникает закономерный вопрос: почему взрослые решили, что ребенок существо безвольное, бесполое, действующее только по заданной программе? Нет, ребенок тоже может делать выбор. В своих исследованиях педагоги и психологи рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.

Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля : ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем. В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п. 1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов : игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (табл. 1).

Требования к условиям реализации ООП ДО Пункт ФГОС ДО

3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

3.3.4. Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования проблема формирования выбора у ребенка выражена в следующей формулировке:

способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности (п. 4.6. ФГОС ДО). Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации»

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора? Задания, связанные с жизненным опытом ( надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место);

Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие)

Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее)

Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)

Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный).

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора

Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);

Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным); Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе). Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если); Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз); Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)

2. Дискуссия «Равноправное сотрудничество взрослых с детьми»

Хотелось бы напомнить основные правила поведения во время дискуссии

Необходимо соблюдать элементарные правила этикета. Каждый участник должен начинать говорить только тогда, когда свою речь закончит предыдущий. Позволять себе перебивать, переходить на личности, и тем более, оскорблять друг друга, участники дискуссии не должны.

Каждое суждение, сказанное в противовес другому высказанному мнению, должно подкрепляться объективными аргументами. Фразы по типу «Вы не правы просто потому, что я так считаю», «Такого быть не может и точка» использоваться не должны

На основе одного лишь факта нельзя делать выводы точно также, как и нельзя допускать любых стереотипных суждений о каком-либо явлении или профессиональной группе.

Цель нашей дискуссии: определить, какие условия мы как педагоги, должны создать для равноправного сотрудничества с детьми

Что Вы понимаете под понятием равноправное сотрудничество?

1. Отношение взрослого к ребенку. Стиль поведения педагога

Основной характеристикой совместной деятельности взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности, обладающим свободой выбора, диалогическим стилем общения взрослого с детьми.

Как продемонстрировать детям свое уважение

• Всегда называйте детей по имени.

• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.

• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.

• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.

• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.

2. Участие педагога в совместном мероприятии, позиция взрослого

3. Действия воспитателя в совместной деятельности с детьми

Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают совместные цели, программу действий и координируют средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат

Роль взрослого в этом случае состоит в поддержке детской инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в осуществлении с ним партнерской деятельности.

партнеры

взрослый всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением

Взрослый – рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).

Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Разрешено свободное общение (рабочий гул)

Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.

позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Действия детей в совместной деятельности с педагогом

1. Делают выбор Активно играют

2. Осуществляют контроль, взаимоконтроль

3. Наблюдают за действиями воспитателя, других детей

4. Проявляют заботу друг о друге

5. Ищут, находят решения Выражают собственные мысли

6. Конструируют Обобщают

7. Демонстрируют физическую активность

Действия воспитателя в совместной деятельности с детьми

1. Поощряет детей к высказыванию

2. Предоставляет возможность для сотрудничества детей

3. Наблюдает за детьми во время выполнения задания

4. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей

5. Записывает, фиксирует Вовлекает в совместную деятельность

6. Поощряет детей за то, что они убирают за собой место после занятия

7. Осуществляет, вовлекает детей в совместное планирование

8. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение

9. Конструктивно комментирует работу детей («Я вижу, что вы выкладываете кубики один на другой, чтобы получилась башенка»)

Деловая игра «Гармония отношений»

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Что же было дальше? Что за сказка без конца?

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем"

Например:

Воспитатель строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес другого ребенка. А через пару минут уже болтает с другим педагогом или младшим воспитателем и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки кому-либо.

Или педагог рассказывает о необходимости помогать младшему воспитателю по уборке со стола после еды, занятий, а сама за собой со стола не убирает и на столе воспитателя всегда беспорядок

Примеров таких можно привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Упражнение «Список правил»

1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от детей в группе.

2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.

3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «не зачёркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Игра «Пойми меня»

- Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых поручений, заданий от нас, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал меня слушать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком.

"Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

Давайте поиграем в переводчиков. Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание» :

«Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?».

Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала.

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь. (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Почему все должна делать я?

Ты все время дерешься!

Ты все время меня перебиваешь!

Ты всегда пачкаешь свои вещи!

Ты злой и агрессивный, с тобой никто не хочет играть!

Ты нарушаешь правила и поэтому будешь наказан!

Ты все-время обижаешь детей, с тобой никто не хочет играть!

Ты все время все ломаешь!

Рекомендации по стилю общения.

1. Выслушать надо каждого.

2. Отрицательные оценки давать нельзя. Только положительные. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, хорошо, здорово, любопытно, необычно».

3. В беседе не навязывать своего мнения ребёнку.

4. Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументируя, доказывая, предлагая, что-то взамен.

5. Ребёнок задал вопрос, в ответ педагог спрашивает, что он сам об этом думает. Тем самым предлагает порассуждать и наводящими вопросами подводит к ответу.

6. Не давать детям готовых ответов, а искать вместе. Используя цепочки вопросов. (как, Откуда, зачем, для чего, чем можно заменить, чем хорош, чем плох, чем полезен, что делать, где использовать, как быть если).

Игры на развитие творческого мышления, воображения:

«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот» (не только слова, но и явления, «Чем может быть?» (дерево, вода, железо и т. д., «Чем похожи?», «Чем связаны?», «Что общего?» (пуговица и розетка, батарея и солнце).

8. Выражать своё недовольство не ребёнком, а его поступком, действиями.

Памятка по общению с детьми

Ю. Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки –все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка, я чувствую… (свои чувства, потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».

Семь заповедей, которыми следует руководствоваться взрослым

при воспитании детей:

1. Нельзя унижать ребёнка.

(этим разрушаем + самооценку, дети начинают чувствовать вину за то, что они вообще живут на свете, и с этим чувством вины могут вырасти очень несчастным человеком).

2. Никогда не угрожать ребёнку. «Если не перестанешь, я тебя…». Этим учим ребёнка бояться и ненавидеть нас.

3. Не следует вымогать обещаний. Это относится к будущему, а ребёнок живет настоящим.

4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребёнок никогда не почувствует, что что-то может сделать сам. Это опять снижает самооценку, приводит к комплексам, приводит к мысли, что можно не напрягаться – и так все за тебя сделают.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребёнок не робот. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваше наставление. Начните из далека: «Осталось немного времени до обеда»

6. Нельзя слепо потакать ребёнку и идти у него на поводу. Дети чувствуют, что взрослые не могут настоять на своём, значит у правил нет границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет», тем ребёнку проще понять чего вы от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Если что-то нельзя, то это нельзя во всех случаях. Если в понедельник это было можно, тогда почему в среду уже нельзя. Поэтому «нельзя» должно быть не более 5, только когда это напрямую угрожает жизни и здоровью ребёнка. (Выбегать на проезжую часть, брать горячий чайник и т. п.)

6. Подведение итогов, проект решения педсовета

Продолжать создавать ситуацию выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно- деятельностного подхода

Включать в свою работу с детьми способы поддержки детей при осуществлении самостоятельного выбора : «Системная паутинка», «Лотос-план», «Ментальные карты», «Групповой сбор».

Систематически включать в работу с детьми современные образовательные технологии: проблемные педагогические ситуации, игровые и проектные технологии, Технологию «Сотрудничества»

Познакомить семьи воспитанников с результатами реализации технологий эффективной социализации

Оформить результаты внедрения технологий эффективной социализации: методическую копилку с сценариями проблемных педагогических ситуаций, сценариями итоговых праздников по ситуации месяца;

РЕФЛЕКСИЯ

Мне интересно услышать …

Мне бы хотелось подробнее рассмотреть вопрос….

Я хочу получить ответ на вопрос…

Мне непонятно….

Я хочу узнать….

Я хочу научиться…

Меня интересует….

Я обязательно попробую…

Я почитаю еще о….

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Эссе «С детьми по жизни. Размышления о выборе профессии и не только»Эссе «С детьми по жизни. Размышления о выборе профессии и не только» Много профессий на свете, приходит время, когда и тебе нужно делать выбор. Люди по-разному выбирают свою. Одни стремятся за деньгами.

День открытых дверей «Детский сад со всех сторон»День открытых дверей «Детский сад со всех сторон» Организация сотрудничества в большинстве случаев с родителями воспитанников – работа трудная, не имеющая рецептов, одни семьи с радостью.

Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук»Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук» Елена Фролова Фотоотчет «Игра с пластилином для развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук» Елена Фролова Фотоотчет «Игры с.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Конспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельностиКонспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельности Цель: способствовать накоплению у детей представлений о разных видах материала: ткань и бумага. Задачи: 1. Обучающая: Формировать представления.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Организация деятельности с детьми на основе равнозначного и равноправного участия обеих сторон в выборе содержания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Киреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация деятельности с детьми на основе равнозначного и равноправного участия обеих сторон в выборе содержания
Опубликовано: 9 октября 2023 в 16:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД