Лучший педагог года

Педсовет «Использование фольклора посредством новых форм, разнообразия методов и приемов подачи материала детям»

Светлана Кошелева
Педсовет «Использование фольклора посредством новых форм, разнообразия методов и приемов подачи материала детям»

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: прислу­шиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, прито­пывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произве­дения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию : колыбельные - успокаивают, веселые- радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речи, формирует отношение к окружающему миру.

Публикация «Педсовет „Использование фольклора посредством новых форм, разнообразия методов и приемов подачи материала детям“» размещена в разделах

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому на­ходится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать перво­начальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится. Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:

Этот пальчик-дедка,

Этот пальчик-бабка,

Этот пальчик-папенька,

Этот пальчик-маменька,

А вот этот- наш малыш

Зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

Беру Юлю за руки, приговариваю: «Ладушки-ладошки» «Сорока-сорока». Вижу, что это нравится девочке. И не ошибаюсь в своем предположении. Юля через некоторое время подходит ко мне и протягивает руки, «Ну что, сде­лаем опять ладушки?» - спрашиваю я. Девочка, довольная тем, что ее поняли, согласно кивает головой.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следу­ющие задачи :

- обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации:

- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. п. :

- создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноцен­ного развития детей.

Прежде всего необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдавала таким художникам: Васнецов, Елисеева, Игнатьев, Скотина.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реаль­ный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответст­вовать уровню развития детей. Я заучивала наизусть и, конечно, искала соот­ ветствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

Ребята реагировали на потешки неодинаково. Так, если Артема, Юлю, Марину успокаивали потешки и с перебиранием пальчиков, то Саша, Сережа на эту патешку почти не реагировали. Я пробовала привлекать их к играм в сопровождена потешек. Сажала Сережу на лошадку и приговаривала :

- Еду, еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Катая вместе с Вовой каталку-курицу или показывая заводную курочку, приговаривала:

- Курочка- тараторочка

По двору ходит,

цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Так приходилось учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей заика, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!

- Скачет заика маленький

- Около завалинки

- Быстро скачет зайка,

- Ты его поймай-ка.

Кристина и Эля первыми радостно бросались догонять зайку, а Артем хлопал в ладоши.

Я старалась с помощью потешки побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному : Миша, Марина, Света двигались с удовольствием, а Вову, Андрея, Зою приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растармашить, заставить двигаться под потешку. Я произносила бодро, с задором:

- Киска, киска, киска, брысь!

- На дорожку не садись:

- Наша деточка пойдет,

- Через киску упадет!

Ритмичный текст - потешки побуждал ребят к движению, создавал радостное настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у ма­лышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Игорю:

- Ай, лады, лады,

не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Марине подготовила другую потешку. Помогаю ей умываться, произношу:

- Водичка, водичка

- Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольст­вием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе корм­ления. Света, Оксана, Эля, Ира ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них же­лания есть, я произносила:

- Травка-муравка со сна поднялась,

- Птица - синица за зерно взялась,

- Зайка - за капустку,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко

Игра, которая сначала отодвигала тарелку, отказывалась от еды, бралась за ложку.

Не все дети охотно ложились в постель. некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Марине, которая не хотела ложиться в постель, я ласково убаюкивающе говорила:

- Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

Андрюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, говорила другую потешку:

- Спи, усни, дитя Андрюшенька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят,

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят оде­ваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали на­выки, необходимые для одевания, я приговариваю:

- Валенки, валенки, Невелички, маленьки,

- Опушка бобровая Маша чернобровая.

Трудно давалось умение одеваться самостоятельно Ире и Оле. Для них я часто приговаривала:

- Вот они - сапожки,

- Этот - с левой ножки,

- Этот с правой ножки,

- Если дождичек пойдет,

- Наденем калошки,

- Этот-с правой ножки,

- Этот с левой ножки.

- Вот как хорошо!

Использовала потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Юля и Ира повторяли: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол Виталий, Марина и Оксана приговаривали: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывали у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, лас­ковость и доброжелательность потешек вызывали у малышей чувство сопережи­вания сверстникам. Упавшего Алешу поднимает Юля и приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Новые игрушки показывала детям, приговаривала потешки. Малыши играли, пытались, подражая воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки»

Однажды я взяла знакомую детям куклу - мальчика. Произносила потешки. Ребята смотрели, подговаривали, подпевали :

- Ой ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Березовый душок.

(Подбрасывала Ваню вверх, опускала его на колени)

Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок!

(кормила куклу)

Лю-ли, лю-ли, лю-ли.

Прилетели гули,

Стали гули ворковать,

Стали гули хлопотать,

Залетели в уголок,

Зажигали огонек,

Стали кашу варить

Стали Ваню кормить,

(Укладывала спать)

Спи-ка, усни,

Дитя Ванюшенька,

Все ласточки спять

И касаточки спят,

И куницы спят,

И синицы спят,

Нашему Ванюшеньке, Спять велят.

Я напевала колыбельную, а дети подпевали, делали имитационные движения: баюкали, сложив руки на груди.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного воспри­ятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – «Дочка моя» - куколка. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учили их ходить и ритмично приговаривать ходушку :

- Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя ноженькой!

Любуясь куколкой, дети ласково произносили:

Ротик- клюковка,

Носик –пуговка

Глазки- луковка,

дочка моя - куколка.

В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносили слова:

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Малыши шутливо грозили пальцем, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут детки тебя,

Ждут малолетки.

Когда солнышко появлялось, малыши выражали свою радость возгласами, хлоп­ками в ладоши.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появлялась бабушка- забавушка, они с интересом рассматривали ее костюм, корзиночку, которую она держала в руках. С восторгом встречали игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться с бабуш­кой - забавушкой, рассказывать ей о козе.

Каковы же результаты использования в работе детского фольклора?

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навы­ков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей» Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь.

Консультация «Русские народные потешки в жизни малышей» Известно, что ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь.

Библиотека изображений:

Публикация Педсовет «Использование фольклора посредством новых форм, разнообразия методов и приемов подачи материала детям» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Кошелева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педсовет «Использование фольклора посредством новых форм, разнообразия методов и приемов подачи материала детям»
Опубликовано: 29 января 2015 в 14:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД