Получи документы

Педагогическое эссе «Развивающая предметная среда — какая она?»

Лариса Сидоренко
Педагогическое эссе «Развивающая предметная среда — какая она?»

Педагогическое эссе на тему

«Развивающая предметная среда – какая она?»

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Публикация «Педагогическое эссе „Развивающая предметная среда — какая она?“» размещена в разделах

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Дошкольный возраст интересен своей открытостью и непосредственностью, в этот период жизни формируется характер ребёнка, его установка на жизнь. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении с окружающим миром, углубляются познания детей. Зная достоинства и способности каждого ребёнка и создавая условия для их проявления, происходит развитие личностного потенциала воспитанников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающую среду в группе я стараюсь строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я стараюсь организовать среду так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Развивающая среда группы особенно оснащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда в группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы; магниты и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.

При организации развивающей предметной среды стараюсь учитывать интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы и ремонта, девочкам для работы на кухне, для стирки, игры в куклы. Для развития творческого замысла в игре для девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, сумочки и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Каждый ребенок занимается любимым делом.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Главная роль в становлении личности ребенка младшего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием, любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является – предметно – развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Развивающая предметно – пространственная среда группы условно делится на три сектора:

• рабочий сектор;

• активный сектор;

• спокойный сектор.

Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как размещает оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности.

Рабочий сектор включает:

Центр познавательной и исследовательской деятельности.

Уголок «Песок и вода» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии детей младшего дошкольного возраста. Речь идет о самодеятельной игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.

Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.

Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

Для игр с песком и водой имеются фартуки, формочки, мелкие игрушки для закапывания, наборы пластмассовых игрушек, игрушки из разных материалов для игр «Что тонет, что плавает?», цветные камешки, ракушки.

В центре познавательной и исследовательской деятельности и природы находятся комнатные растения в соответствии с СанПин, дети знакомятся с растениями, наблюдают за ними, учатся ухаживать за ними.

В уголке имеются дидактические игры, картинки о природе, календарь природы. Осуществляется опытно-экспериментальная деятельность. Дети вместе с воспитателем наблюдают за живыми и неживыми объектами природы.

Есть игры, которые знакомят детей с изменениями в природе в разное время года, развивают речь, наблюдательность к окружающему миру.

Центр продуктивной и творческой деятельности.

Центр продуктивной и творческой деятельности - это место где находится необходимый материал и подходящие условия для развития творческих способностей детей. Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительной деятельности.

Центр правильной речи и моторики.

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи (мозаики, пазлы, карточки и картинки для составления рассказов, кубики, лото различного типа.

Активный сектор занимает самую большую площадь в группе, включает в себя:

Центр двигательной деятельности.

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации развивающей предметно – пространственной среды. Зона двигательной активности позволяет детям свободно двигаться, использовать спортивный инвентарь, оборудование и атрибуты для игр.

В зоне физического развития находится оборудование для меткости, равновесия, развития быстроты, осанки. Дети свободно играют в мячи, обручи, скакалки. Так же имеется нетрадиционное оборудование для дыхательной гимнастики, профилактики плоскостопия.

Центр конструирования.

В этом центре для возведения простых и сложных конструкций собраны различные виды конструкторов (пластмассовый, деревянный, строительного материала, мягких модулей, также небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Центр музыкально – театрализованной деятельности.

В работе используем разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный, бибабо).

Уголок ряженья позволяет детям перевоплощаться в различные образы.

В музыкальном уголке имеются игры для развития слуха, чувства ритма, для развития памяти и др. Музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Кто как идет» и др. Имеются музыкальные инструменты, игрушки.

Центр игры.

Развивающая предметно – пространственная среда детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровом центре собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр в группе имеются наборы: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Пароход», «Автобус», «Семья».

Для возведения простых и сложных конструкций в зоне имеется пластмассовый, деревянный, магнитный конструктор. Дети договариваются о сюжете игры, учатся находить выход из проблемных ситуаций.

Спокойный сектор:

Центр книги.

Уголок книги в нашей группе располагается в специально выделенном и оформленном месте, где соблюдаются главные условия - это удобство и целесообразность.

Мы старались сделать его уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, а так же внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Центр отдыха.

Центр отдыха дает детям возможность для уединения.

Уголок уединения - это место где ребенок может и поиграть, и рассмотреть понравившуюся книжку, пролистать альбом с семейными фотографиями. Где ребенок чувствует себя защищенным.

Таким образом, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда группы – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Публикации по теме:

Педагогическое эссе «Я — воспитатель». Я каждый день, Как на премьеру, Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок - надеюсь, рад. Быть.

Педагогическое эссе «Я-Воспитатель» Как трудно быть дневною мамой Для двух десятков малышей, «Дневная мама», - как ни странно, Но это так подходит к ней. В. Саврасова Перед.

Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Педагогическое эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель»Педагогическое эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель» Если бы когда-то мне сказали, что я буду музыкальным руководителем, я бы не поверила. Детство… У каждого из нас своя память о детстве.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском садуРазвивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Развивающая среда по ПДДРазвивающая среда по ПДД В нашем детском саду проходил конкурс на лучшую развивающую среду «Правила дорожного движения». Его целью было - через игровую ситуацию.

Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Сочинение – эссе. На свете много профессий все они очень, нужны и интересны. Но, самая, лучшая - воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогическое эссе «Развивающая предметная среда — какая она?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Сидоренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогическое эссе «Развивающая предметная среда — какая она?»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 20:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД