МААМ-картинки

Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста

Сизова Наталья Александровна
Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования должна проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая диагностика помогает определить эффективность педагогических действий и на её основе определить путь дальнейшего планирования.

Публикация «Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Педагогическое наблюдение обеспечивает постоянный мониторинг, позволяет оценить рост и развитие каждого ребенка, что способствует при необходимости, оказать своевременную помощь и поддержку, а также внести необходимые изменения и коррекцию в условия, в формы, методы, средства и виды деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

Наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:

- отследить изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии дошкольника с течением времени;

- понять, что происходит с ребёнком, увидеть причины происходящего и их следствия;

- изменять развивающую предметно-пространственную среду и корректировать свои действия;

- разработать план индивидуальной работы или индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

- отмечать, как знания и умения, полученные детьми, осмысливаются, трансформируются и используются самостоятельно; отследить моменты, вызывающие трудности, найти методы и приёмы, которые лучше всего помогают решать проблемные ситуации;

- получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) своих педагогических действий;

- предоставить родителям более детальную информацию о развитии ребёнка.

Необходимо, чтобы наблюдение было постоянным компонентом взаимодействия детей и взрослых. Именно это позволяет прийти к настоящего взаимопониманию между участниками образовательных отношений. При соблюдении системности, наблюдение становится источником информации, подсказкой, что позволяет обмениваться сведениями о ребёнке между членами педагогического коллектива и в свою очередь между детьми и взрослыми.

Наблюдения осуществляют взрослые, которые непосредственно соприкасаются с жизнью ребёнка, но в первую очередь это – профессионально ответственные за его образование педагоги : воспитатели, специалисты. В случае необходимости получения более детальной информации о ребёнке, также можно обратиться и к иному персоналу дошкольной организации (медсестре, помощнику воспитателя). Для получения объективной картины развития дошкольника также важно вовлекать в наблюдение и членов семьи.

Для наблюдения необходимо использовать те ситуации, в которых ребёнок свободен – сам выбрал деятельность, партнёров, материалы. Поскольку, соблюдая именно такие условия, можно увидеть проявления самостоятельности, а, следовательно, сильных сторон и достижений дошкольника – компетентности.

Педагогическое наблюдение необходимо проводить в разных видах деятельности. Это целесообразно, поскольку один дошкольник проявляет свои истинные отношения в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в творческой деятельности. Важно видеть всех дошкольников, замечать их индивидуальные черты, опираться на зону ближайшего развития.

Для чего же нужно наблюдение?

Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 05:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое наблюдение как условие психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сизова Наталья Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД