Лучший педагог года

Организация образовательной деятельности посредством активного взаимодействия ДОО с семьей

Антонина Котянова
Организация образовательной деятельности посредством активного взаимодействия ДОО с семьей

Педагогический совет

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Уважаемые коллеги, посмотрите на картинку на экране и скажите, какой смысл в ней заложен. Как вы думаете, что она означает?

Публикация «Организация образовательной деятельности посредством активного взаимодействия ДОО с семьей» размещена в разделах

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции и методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает ее в свою работу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определены приоритеты, цели, задачи и принципы построения взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста:

– одним из основных принципов дошкольного образования является «…сотрудничество с семьей» (п. 1.4);

– одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является «…обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (п. 1.6);

– согласно требованиям, к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, «В содержательном разделе должны быть представлены…особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» (п. 2.11.2).

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

– создание образовательной среды организации, включающей условия для участия родителей в образовательной деятельности (п. 3.1);

– вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и поддержка их в вопросах воспитания детей, охране и укреплении их здоровья (п. 3.2.1);

– создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5);

– создание возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (п. 3.2.8).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

4 основных направления работы с родителями

в условиях реализации ФГОС ДО

Познавательное направление

Информационно-аналитическое направление Наглядно-информационное направление Досуговое направление

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей

практических навыков воспитания детей.

общие, групповые собрания;

•консультации и индивидуальные беседы;

•выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

•участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

•совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

•открытые занятия;

•мастер-класс;

•семинары.

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

- анкетирование;

-тестирование;

-личные беседы;

-социологические опросы;

«Почтовый ящик»

все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

-Дни открытых дверей;

-Фотовыставки;

-«Копилка добрых дел»;

-Сайты, паблики

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

- праздники, которые можно закончить чаепитием.

-развлечения; праздники,

празднование дней рождения;

-выставки;

-акции;

-конкурсы к традиционным праздникам;

-дни добрых дел.

Деловая игра «Детский сад и семья – партнеры и друзья

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами немного поиграем. Но так как мы с вами педагоги, то игра у нас будет непростая, а деловая. В ходе данной игры мы научимся дифференцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций, поделимся своим опытом по вопросам взаимодействия с родителями.

Итак, я предлагаю начать деловую игру «Детский сад и семья – партнеры и друзья (Учимся сотрудничать с родителями). Для проведения игры вам, педагоги, надо будет разделиться на 2 команды.

1 задание «Разминка»

-Уважаемые игроки, в этом задании для каждой команды подготовлено по пять вопросов.

Вопросы 1 команды Вопросы 2 команды

1. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

2. Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (не менее 2 раз)

3. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

4. … - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

5. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования. 1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки-передвижки, плакаты)

3. Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (Консультация)

4. Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу воспитателей с детьми? (День открытых дверей)

5. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей и открытое занятие? Почему?

2 задание «Синквейн» (нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи)

В ежедневной работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать (обобщать, подводить итоги, делать выводы) обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

Цель задания: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна)

2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)

3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

4 строка – Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл)

5 строка – Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Примеры синквейна

Бабочка.

Красочная, хрупкая.

Летает, порхает, радует.

Рождается из кокона гусеницы.

Насекомое. Россия.

Великая, богатая.

Развивается, крепнет, объединяет.

Эту страну не победить.

Отчизна.

На 1 строчке-1 существительное. На 2 строчке - 2 прилагательных На 3 строчке-3 глагола На 4 строчке – предложение.

Предлагаю составить синквейн со словами, обозначающие форму работу с родителями (консультация, собрание, утренник, сайт)

1. Консультация

2. Полезная, красочная

3. Советует, знакомит, рекомендует

4. Простой способ передачи информации

5. Новости 1. Собрание

2. Информативное, познавательное

3. Решает, обсуждает, разбирает

4. Традиционная форма взаимодействия с родителями

5. Беседа (конференция)

1. Утренник

2. Яркий, веселый

3. Показывает, поет, танцует

4. Повод гордиться своими детьми

5. Концерт 1. Сайт

2. Доступный, интересный

3. Демонстрирует, уведомляет, иллюстрирует

4. Быстрое получение сведений о ДОУ (о детях)

5. Интернет

3 задание «Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

Ситуация 1.

Две мамы детей подготовительной группы вели разговор. Одна с гордостью сообщила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая заметила: «Ну и зря! Будет теперь часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»

? Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от компьютера.

Решение. Компьютер – это не только игры, но и прежде всего неограниченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверстниками по электронной почте. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера может сделать такой интеллектуальный рывок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что через Интернет родители могут дать своему ребенку лучшее образование. Но возможно и отрицательное влияние компьютера на ребенка: подбор содержания информации, в частности игр, несоблюдение гигиены пользования компьютером.

Ситуация 2.

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Пути решения:

1. Провести беседу с родителями. В беседе не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

2. На следующем родительском собрании воспитателю следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

Ситуация 3.

«У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор» - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи?

Ситуация 4.

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Родители предлагают воспитателю всю прогулку держать их ребенка за руку. Что может ответить педагог?

4 задание Упражнение «Объявление»

Составьте яркое, привлекательное объявление или приглашение для родителей.

-на субботник;

-с просьбой помочь залить горку на участке детского сада;

-на конкурс чтецов «День Победы».

Мальчишки и девчонки!

А также их родители!

В саду у нас субботник.

Помочь нам не хотите ли?

В саду у нас субботник –

Лопаты, грабли, краска.

В саду у нас субботник,

Сделаем детям сказку? Дорогие наши папы и мамы!

Наступила зима. И мы очень хотим кататься с горки. Надо залить ее водой. Тогда наша прогулка будет интересной и увлекательной.

Ваши дети.

Помнит сердце, не забудет никогда…

Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в конкурсе чтецов «День Победы!» Надеемся, что этот конкурс станет доброй традицией, ведь благодаря таким мероприятиям никто и никогда не забудет, какой ценой завоевано счастье.

5 задание «Ваши предложения», «Рекламное агентство»

В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия в нетрадиционной форме с родителями, определить его цель, разработать план его проведения. ( Например: Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории и т. д.)

Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»

Уважаемые коллеги! Поделитесь своими впечатлениями о прошедшем педсовете, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т. д.)

Подведение итогов.

«Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Решение педсовета

1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематического контроля «Взаимодействие ДОО и семьи в едином образовательном пространстве ДОО».

Сроки выполнения: февраль 2024 года

Ответственные: педагоги, старший воспитатель;

2. С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка разработать конспект родительского собрания в нетрадиционной форме, которое будет проведено с родителями.

Сроки выполнения: март 2024 года

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

3. Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению за прошедший учебный год и наметить перспективы дальнейшей деятельности на следующий учебный год.

Сроки выполнения: апрель 2024 года

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

Прикреплённые файлы:

pedsovet4_tbld5.pptx | 3618,02 Кб
 
Публикации по теме:

Организация активного отдыха в детском саду как средство предупреждения переутомления детей Движение как таковое может по- своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения. Жорж Тиссо.

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба «Мы вместе» Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников в рамках детско - родительского клуба «Мы вместе».(из опыта работы) Воспитание.

Организация и осуществление образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной деятельности посредством активного взаимодействия ДОО с семьей
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 09:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательной деятельности посредством активного взаимодействия ДОО с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Котянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД