Папки-передвижки

Педагогический ринг «Развитие инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте»

Ольга Наулайнен
Педагогический ринг «Развитие инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте»

Педагоги делятся на две команды и предложенные задания выполняются в командах.

Первый ра

унд[/b]

Педагогическая разми

нка[/b]

- Каждой команде предлагается по 3 вопроса, на которые нужно быстро ответить: ДА-НЕТ

Вопросы для Первой команды

1. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

- Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

- Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

Публикация «Педагогический ринг „Развитие инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

- Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы и т. п.

Ответ: ДА

1. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей.

Ответ: ДА

3. Виды мышления по мере их развития следуют:

наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.

Ответ: НЕТ

(правильно: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое)

Вопросы для Второй команды

1. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

- Накрывать на стол, убирать посуду после еды.

- Подметать небольшой метлой дорожку во дворе.

- Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

Ответ: ДА

2. Готовность к школьному обучению – это развитие психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Ответ: НЕТ

(правильно: - это совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста)

2. Игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли, правила - это структурные элементы игры.

Ответ: ДА

Второй раунд

«Вопр

ос»[/b]

Отвечает та команда, которая первая поднимет руку вверх.

- Самостоятельность формируется на основе разнообразных психических процессов и связана с ними. Назовите эти психические процессы.

Самостоятельность тесно связана с мышлением, ибо любая задача, которую приходится решать малышу, требует от него определенного ее осмысления, принятия решения и умения практически выполнить эту задачу. Интеллектуальные возможности вашего сына или дочери сказываются на их самостоятельности, придают ей определенное своеобразие. Владеет ли ваш ребенок тонкой наблюдательностью, гибким умом, благодаря которому он быстро ориентируется в любой жизненной ситуации, или же, наоборот, медлительным, инертным умом? Глубоко ли он (пусть в возможных для дошкольника рамках) анализирует явления или же поверхностно подходит к вопросу? Все это характеризует его самостоятельность с качественной стороны.

Самостоятельность тесно связана с волей, потому что решение задачи требует от вашего ребенка целеустремленности, волевых усилий, умения проявлять настойчивость. Волевые черты личности являются стержнем самостоятельности. У самостоятельного ребенка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели. Зависимый ребенок всегда безволен. Он, даже если и владеет знаниями, не умеет самостоятельно реализовать свои способности.

Существует определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка: задача, которую ему для решения предлагает взрослый, должна стать его задачей, приобрести для него смысл, стать переживанием. Характер чувств, которые проявляет ваш ребенок во время самостоятельного исполнения, связан с его интересами. Хорошо, если его чувства высокие — он переживает радость успеха, счастье от преодоления трудностей. Значительно хуже, если при столкновении с препятствиями ребенок проявляет невыдержанность, грубость.

Следовательно, для того, чтобы ребенок-дошкольник был самостоятельным, мы должны развивать его интеллект, волю и эмоции.

Третий раунд

«Теоретическ

ий»[/b]

1. Какими двумя факторами самостоятельность определяется, как одно из свойств личности?

(совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию.)

2. Назовите 3 направления деятельности по которым может развиваться самостоятельность?

(познавательная, практическая и организационно-техническая)

3. Процесс самостоятельной деятельности в педагогике представляется в виде триады, назовите её?

(мотив – план (действие) – результат)

4. Перечислите современные методы организации самостоятельной деятельности детей, направляемой и поддерживаемой взрослыми.

(вопросы, противоречивые суждения, направленные на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов; проблемно-игровые вопросы; заполнения рабочих тетрадей, дневников; ситуации общения)

5. Перечислите условия, необходимые для организации самостоятельной деятельности дошкольников.

(опора на систему детской деятельности, организация образовательной деятельности, создание особой предметно-пространственной среды, личностно-ориентированная модель обучения)

- Детский психолог Венгер Леонид Абрамович отмечал, что взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо?

На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития самостоятельности.

Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

Четвертый раунд

«Решение педагогических ситуаций»

1. «Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

— Сам! Сам! Сам!

— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:

— Правильно ли поступила мама? Обоснуйте Ваше мнение.

— Как вы думаете, почему она так поступила?

— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

2. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»

Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы

— Чем обусловлена беспомощность Алеши?

— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

3. В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть младший воспитатель. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

4. Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу».

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

Пятый раунд

«Аукцион педагогических ид

ей»[/b]

Каждой команде за 1 минуту написать и потом назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения мероприятий с родительской общественностью по развитию самостоятельности у дошкольников.

Команды по очереди называют мероприятия.

(посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции, трудовой десант и т. д.)

Шестой раунд

«Литературн

ый»[/b]

Каждой команде за 5 минут нужно вспомнить детские литературные произведения, где рассматривается развитие самостоятельности и инициативы.

Команды по очереди называют автора и литературное произведение.

И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», «Младший брат», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка», Н. Носов «Заплатка», «Зимовье зверей», «Воробей, соломинка да блин масленый» и др.

Продолжите пословицу о самостоятельности или её отсутствии:

- На Бога надейся, … (а сам не плошай).

- Чужим умом … (в люди не выйти).

- Под лежачий камень … (вода не течет).

- Скажи, да укажи, … (да в рот положи).

- В одно ухо влетает, … (в другое вылетает).

- Моя хата с краю -… (ничего не знаю).

- Первый шаг … (всегда труден).

- Посеешь привычку - … (вырастишь характер).

- Сын у меня мой, … (а ум у него свой).

- Если бы не кабы и не, но, … (генералом был бы давно).

Седьмой раунд

«Светофор»

Что же такое детская инициативность? Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор». У каждой команды находятся две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Вам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

Восьмой раунд

Синкв

ейн[/b]

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ».

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например,

Самостоятельность

Активный, целеустремленный

Реализует, формирует, создает

Одно из лучших качеств человека.

Независимость.

Притча «Уроки бабочки».

Командам предлагается послушать притчу.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается вылезти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся, окрепнут – и она, улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимы нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Как важно научить ребенка быть самостоятельным в соответствии с его возрастом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Рефлек

сия[/b]

Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Педагоги по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполняла задания…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…

Я приобрела…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Публикации по теме:

«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной техники» И в десять, и в семь и в пять Все люди любят рисовать И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос,.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Игры на развитие внимания в дошкольном возрасте Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким.

Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Педагогический проект «Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте» Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать, Призывом.

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельностьРазвитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39» Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного.

Рекомендации для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в младшем дошкольном возрасте» В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги и родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический ринг «Развитие инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Наулайнен на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический ринг «Развитие инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 12:32
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД