Папки-передвижки

Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»

Екатерина Копнина
Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»

Пояснительная записка.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отлича-ющиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Педагогический проект „Животный мир ХМАО-Югры“» размещена в разделах

Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь.

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Академик К. Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.

Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.

Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Проблема.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.

В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:

• тенденция модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;

• противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.

Тип проекта : социальный.

Вид проекта : педагогический.

По времени проведения: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта :

Формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.

Задачи проекта :

1. Обогащать представления детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ОВЗ о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

3. Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.

В основу педагогического проекта положены следующие принципы:

1. Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.

2. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.

3. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.

4. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

5. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.

6. Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

7. Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Участники проекта :

• воспитатель группы Копнина Е. С. ;

• дети от 3 до 8-ми лет;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта : с 01.09.2020г. по 30.11.2020г.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный:

• определение темы проекта;

• формулировка цели и задач;

• составление плана реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта :

• проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;

• проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.

3 этап. Заключительный этап:

• составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;

• проведение итогового занятия «Животный мир Югры глазами детей»;

• проведение мониторинга знаний и умений детей.

Формы, методы и приемы работы с детьми и родителями:

При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации – это: детские проекты, опыты, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, разнообразные обследования, использование моделей, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.

Материально– технические обеспечение:

В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц; диафильмы, методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон и др.

Мониторинг уровня знаний и умений детей

При организации детского экспериментирования перед воспитателями встают проблемы мониторинга сформированности у детей навыков исследовательской деятельности. При оценке результативности опыта я использую критерии из программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.

Результаты работы над проектом

В результате реализации педагогического проекта «Животный мир ХМАО-Югры»» у дошкольников произошли существенные положительные изменения:

1. Дети стали проявлять познавательную активность.

2. Имеют знания и представления о животных ХМАО.

3. Родители активно участвовали в обогащении знаний детей о животных.

4. У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.

Результаты мониторинга знаний и умений детей по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Природный мир» на ноябрь 2020 года:

5. Высокий –82%.

6. Средний–18%.

7. Низкий – 0%.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

• продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятель-ность;

• усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;

• активизировать участие родителей в развитии познавательной активно-сти дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;

• транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра»Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра» Дорогие мои друзья и коллеги! 1 сентября — начало нового учебного года! Это замечательный праздник для всех школьников, студентов и педагогов.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Проект «Красная книга ХМАО!» (Отчёт проекта в виде презентации) Тема проекта: "Красная книга ХМАО!"(Региональный компонент) Люблю тебя, Югорский край! Ты вечный зов, ты божество. Любите родную природу.

Экологический проект в средне-старшей группе «Животный мир Тверской области»Экологический проект в средне-старшей группе «Животный мир Тверской области» Экологический проект в средне - старшей группе на тему: «Животный мир Тверской области» Паспорт проекта. Название проекта: «Животный мир.

Проект «Животный мир Севера» в старшей группе ко Дню Белого Медведя на МAAMПроект «Животный мир Севера» в старшей группе ко Дню Белого Медведя на МAAM Актуальность: экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры,.

Стенгазета «Удивительное место на земле — ХМАО»Стенгазета «Удивительное место на земле — ХМАО» Удивительное место на земле – ХМАО. Любой уголок нашей страны неповторим. Родной край - это частица нашей огромной России. Для каждого человека.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Копнина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Животный мир ХМАО-Югры»
Опубликовано: 9 мая 2021 в 13:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД