Получи документы

Долгосрочный педагогический проект «Экология — и мы» для детей дошкольного возраста

Сантаева Инна
Долгосрочный педагогический проект «Экология — и мы» для детей дошкольного возраста

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.

В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Экология — и мы“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Цель:

Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Задачи проекта :

1. Приобщать детей к экологической культуре.

2. Формировать основы экологического миропонимания.

3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.

4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения и навыки (развивать умение проводить элементарные причинно-следственные связи, прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

5. 6. Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность - формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей

7. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.

8. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Проекты делятся по видам деятельности:

- Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.

- Игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.

- Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д.

В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту :

Подготовительный - Воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.

Практический - На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

Оценочно - рефлексивный - У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

Презентационный – Презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

Можно выделить три уровня проектной деятельности дошкольников :

Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

На данном уровне у ребенка еще нет богатого жизненного опыта, и творческие способности развиты недостаточно. Поэтому в выборе и решении проблемы он не может проявлять самостоятельность в полной мере. Педагогу принадлежит активная роль. Ребенок, через свои потребности и интересы, выступает в роли заказчика проекта. Реализация проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Он участвует в планирование деятельности, выполняет задания проекта.

Развивающий (5-6 лет).

В этом возрасте дети уже накопили определенный социальный опыт, у них развивается самостоятельность, произвольность; самооценка и самоконтроль. Пятилетние дети уже способны принять проблему, уточнить цель. Они могут выбирать те средства, которые необходимы для достижения результата. На данном уровне помощь педагога незначительна.

Творческий (6-7 лет).

В этом возрасте у ребенка формируются все стороны личности: нравственная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, действенно-практическая. Дети самостоятельно определяют цель, планируют содержание деятельности, выбирают способы работы над проектом. Педагог должен поддерживать и развивать творческую активность детей, создавать условия, которые позволят детям самостоятельно определить цели и организовать работу над проектом. Проективные умения детей формируются и развиваются в их активной деятельности.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников мы широко используем проектную деятельность. Темы для исследования берутся самые разнообразные.

Материал тем, пополняется, обогащается и усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

Предполагается ежедневное наблюдение за погодой; сезонными изменениями; явлениями природы (живой и не живой).

Чтение сказок о природе…

Воспитатель сам должен изучить и знать материал, который планирует преподнести детям.

Темы к проекту «Экология и Мы» : /разработаны презентации, дидактические игры, лэпбук /

Презентации:

- Растения Якутии (деревья; кустарники; цветы; ягоды; травы; мхи)

- Растения вокруг нас (два путеводителя по растениям Якутии – цветы и травы)

- Ягель – это что?

- Птицы Якутии (зимующие; перелетные)

- Животные Якутии (тайги; Арктики)

- ГПЗ (Государственные природные заказники)

- Заповедники Якутии;

- Рыбы Якутии (речные и озерные)

- Якутская лошадь;

- Приметы зимы – Якутия;

- Растения и животные зимой (Якутия);

- Северное сияние;

- Природа и человек;

Занятия:

- Достопримечательности реки Лены: (Ленские столбы; Тукуланы – пески; Диринг-Юрях – стойбище древнего человека (музей) : Заповедник-бизонарий) /старшая, подготовительная группы сюжетно-ролевая игра/ - Презентация «Река Лена»

- Явления природы: (вечная мерзлота, северное сияние, ледостав, листопад, туман, иней, изморозь) /занятие - старшая, подготовительная группы/ - Презентация «Матушка Природа»

Дидактические игры:

- Дидактическое пособие лэпбук «Животные Якутии» (тайги, тундры, горных районов)

- Дидактическая игра – лото «Деревья и кустарники Якутии»

- Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :

— Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

— Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

— Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.

— Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.

— Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

— Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

— Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, информационных стендов.

Публикации по теме:

Долгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возрастаДолгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возраста Я люблю этот край С голубым небосклоном, С тихим шелестом трав. Птиц весеннюю трель. Я люблю этот край У казачьего Дона- Это мой уголок.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный педагогический проект «Экология — и мы» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 08:19
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД