Папки-передвижки

Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

татьяна назарова
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».

А. C. Макаренко

Актуальность проекта

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.

Публикация «Педагогический проект „Трудовое воспитание дошкольников в детском саду“» размещена в разделах

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар», т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.

Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар".

Цель: Расширение знаний детей о профессии повар.

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.

Задачи:

- расширять знания и представления о профессии повара, познакомить с кухонным оборудованием и посудой;

- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;

- учить внимательно слушать произведения художественной литературы- загадки, стихи;

- закреплять названия овощей, фруктов при проведении дидактической игры «Сварим суп, компот»;

- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.

Содержание лэпбука:

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой «Профессия повар». Лэпбук включает в себя задания на познавательное, речевое развитие и восприятие окружающего мира. Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессии повар, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера. Предназначен для детей младшего дошкольного возраста, также можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст беседы о профессии;

• Раскладушка стихов по профессии «Повар»;

• Д /и «Что нужно повару для профессии»

• Раскладушка с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах;

• Игра «Профессии детского сада";

• Д /и «Что лишнее?»

• Кармашек с физминутками, пальчиковыми играми;

• Карман с дидактической игрой "Маленькая хозяйка", в которую входит несколько разных игр, в том числе и на развитие речи;

• Д /игра «Меню»

С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.

Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Задачи проекта :

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Рассмотрим четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

1. По характеру содержания:

ребенок + семья + природа + детский сад;

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта : дети комбинированной группы №1 «Солнышко», их родители, воспитатели группы.

План реализации проекта :

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный

1. Подготовительный этап:

1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?».

Цель: Формировать представления детей о профессиях в детском саду. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду.

3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных).

2. Основной этап реализации проекта :

1. Экскурсия «В гости к повару».

2. Наблюдения труд повара, помощника воспитателя, прачки, дворника.

3. Беседа о труде воспитателя.

4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел».

5. Дидактические игры «Что лишнее?»; «Что нужно для профессии?», «Узнай по силуэту», «Произнеси правильно», «Подскажи словечко», «Загадки».

6. Пальчиковые игры.

7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему : «Кто работает в детском саду».

9. Коллективный труд : «Ремонт книг».

10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!»).

11. Создание лэпбука по теме: «Профессия повар».

3. Заключительный этап:

1. Выставка рисунков по теме «Всякий труд почетен».

2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте.

Ожидаемый результат:

- Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.

- Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.

Выводы:

Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в детском саду Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. «Любовь.

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Донская Т. П., музыкальный руководитель МБДОУ д\с № 10 «Ивушка» Нравственное.

Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова» Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Педагогический совет «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педагогический.

Трудовое воспитаниеТрудовое воспитание Трудовое воспитание- важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд, укрепляет физические силы,.

Трудовое воспитание Презентация на тему «Трудовая деятельность в средней группе» Группа 9 На слайдах отражены виды трудовой деятельности в повседневной жизни.

Трудовое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". (К. Д. Ушинский) Классики.

Трудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание дошкольников. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов.

Трудовое воспитание в детском саду. Содержание различных видов труда детей четырех, пяти и шести лет Начиная с четырех лет детей приучают ко всем видам труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной, для каждого.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татьяна назарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Опубликовано: 30 июля 2017 в 08:30
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД