МААМ-картинки

Педагогический проект «Развитие связной речи средствами илллюстрации к русским народным сказкам»

Настя Виссарионова
Педагогический проект «Развитие связной речи средствами илллюстрации к русским народным сказкам»

Педагогический проект

«Развитие связной речи средствами иилюстрации к русским народным сказкам».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Язык народа – лучший,

когда не увядающий и вечно

вновь распускающий цвет

всей его духовной жизни …

К. Д. Ушинский

Публикация «Педагогический проект „Развитие связной речи средствами илллюстрации к русским народным сказкам“» размещена в разделах

Значение речи в становлении ребенка как личности настолько велико, что задачи воспитания по ее формированию занимают особое место в воспитании. Одним из ведущих направлений развития дошкольного образования в настоящий период является полноценная реализация Закона «О языках в Чувашской Республики», так как в процессе освоения родного языка ребенок приобщается к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомится с историей родного края, что закладывает прочный фундамент для формирования начал национального самосознания.

Мы ищем оптимальные пути реализации задачи воспитания активной самобытной творческой личности, формирование свойств и качеств личности, формирование потребности в общении с окружающими, вовлечение в активное речевое взаимодействие с ними во всех видах деятельности, насыщение языковой среды образцами грамотной литературной и выразительной речи, общением с лучшими произведениями народного и авторского творчества, восприятием красоты звучащего художественного слова.

Реализации данной задачи способствует проект «Развитие связной речи средствами иллюстрации к русским народным сказкам».

Слово вводит ребенка в мир людей, помогает понять ее и освоиться в нем, осознать себя как индивидуальность и стать активным участником жизни общества. Слово является основным средством и формой самовыражения и коммуникации ребенка, оно служит способом регуляции его поведения.

С помощью слова ребенок познает предметное и природное окружение. Обобщающая функция слова – решающий фактор развития у ребенка воображения и абстрактного мышления, необходимое условие формирования у него всех видов деятельности и развития в них разнообразных способностей.

Проблема на сегодняшний день является актуальной, так как показывают современные исследования, процесс развития речи оказывает оптимальное воздействие на формирование ребенка в том случае, когда имеет творческий характер.

Основными направлениями в работе по достижению такого уровня развития речи ребенка являются следующие:

- формирование потребности в общении с окружающими, вовлечение в активное речевое взаимодействие всех видах деятельности;

- обучение разнообразным способам взаимодействия с языковыми компонентами и многократного упражнения в их применении.

Народные сказки – блестящее средство воспитания моральных качеств ребенка.

Основное направление педагога научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.

Таким образом, дошкольники рассматривая со взрослым рисунки, они яснее представят себе события, внешний и внутренний облик персонажей и будут горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие приведет его к собственным моральным выводам, непримиримее к несправедливости.

В «Программе воспитания ребенка – дошкольника», так и в «Программе развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой в разделе речевая деятельность, в общих задачах отмечено: большое внимание следует уделять формированию интереса к слову, развитию речевого творчества.

Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать связную речь дошкольников, способствовать активизации словаря, восприятию красоты звучащего художественного слова.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Ожидаемые результаты

Ресурсное обеспечение проекта

Диагностические срезы проекта

Срок реализации проекта

Этапы работы

Наименование проекта :

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста

средствами иллюстрации к русским народным сказкам»

Цель проекта :

воспитание активной самобытной творческой личности

формирование свойств и качеств личности

формирование потребности в общении с окружающими, вовлечение в активное речевое взаимодействие с ними во всех видах деятельности

насыщение языковой среды образцами грамотной литературной и выразительной речи, общением с лучшими произведениями народного и авторского творчества, восприятием красоты звучащего художественного слова

Задачи проекта :

расширение сферы речевой коммуникации

развитие активности в освоении средств выразительности

развитие связной речи дошкольников

углубление интереса к различным свойствам звучащей речи

содействовать развитию средств выразительности в освоении художественного слова.

Ожидаемы результаты:

закрепление интереса к произведениям своего и других народов

повышение активности родителей к речи дошкольников

Ресурсное обеспечение проекта :

Участники и социальные партнеры:

дети

педагоги ДОУ

родители детей, посещающих ДОУ

Необходимая материальная база:

сборник русских народных сказок

сборники потешек, загадок для детей

ИКТ

сборник мультипликационных видиофильмов

Диагностические срезы проекта :

Критерии промежуточного среза:

(проводятся 2 раза в год – в начале и в конце года)

II младшая группа

умения связно, логично передавать содержание литературного произведения

умение последовательно передавать содержание литературного произведения

умения самостоятельно передавать содержание литературного произведения

Средняя группа

проверка умения самостоятельно строить связное высказывание по картине

проверка умения полно строить связное высказывание по картине

проверка последовательного построения связного высказывания по картине

Старшая группа

умение выделять существенные признаки предмета

связно описывать знакомый предмет

Выпускная группа

связная речь

Срок реализации проекта :

Долгосрочный.

Этапы работы:

1 этап: Подготовительный.

Содержание:

1. Изучение и подбор литературы по проблеме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами иллюстрации к русским народным сказкам»

2. Изучение интересов детей и их родителей путем проведения анкетирования по проблеме.

3. Создание дизайн – проекта развивающей среды.

Методы:

анализ методической и художественной литературы

проведение наблюдения, беседы дидактических игр для ознакомления с героями русских народных сказок

Отчет о проделанной работы:

Сроки Мероприятие Содержание Участники

1 этап: Подготовительный.

В течении года Само-образование Подбор и изучение методической литературы по теме педагог

I квартал Анкетирова-ние родителей Проведение анкетирования родителей на тему: «Много сказок знает наша семья» с целью выявления знаний содержания народных сказок. педагог,

родители

II квартал Оформление книжного уголка

Разработка дизайн – проекта оформления зоны «Литературный уголок». педагог

III квартал Выставка литературы Организация выставки методической литературы по проблеме с целью приобщения родителей к чтению художественной литературой педагог,

родители

2 этап: Диагностический.

Содержание:

1. Составление диагностического инструментария.

2. Проведение диагностики детей.

Методы:

сбор диагностических данных

анализ диагностических данных

Отчет о проделанной работе:

(приложение «Диагностика знаний детей дошкольного возраста»)

3 этап: Практический.

Содержание:

1. Разработка перспективных планов работы с детьми, педагогами и родителями по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами иллюстрации к русским народным сказкам»

2. Составление конспектов работы в блоке «Совместной деятельности педагога с детьми» вне занятия.

3. Подготовка практического информационного и наглядного материала для детей, педагогов и родителей по проблеме.

Методы:

работа с методической литературой

оформление наглядного материала

4 этап: Внедренческий.

Содержание:

1. Проведение занятий, праздников, развлечений

по плану (см. приложение)

2. Выступления на педагогических советах, консультациях, семинарах в ДОУ для педагогов с обменом опыта работы по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами иллюстрации к русским народным сказкам

3. Организация выставок русских народных сказок внутри детского сада.

4. Постановка театрализованных представлений для младших воспитанников ДОУ, для родителей.

5. Пополнение материальной базы наглядным и информационным материалом.

6. Приобретение кукол театра «БИ-БА-БО», театра Петрушки, пальчикового театра, теневого театра.

Отчет о проделанной работе:

Сроки Мероприятие Содержание Участники

4 этап: Внедренческий.

В течение года Занятия Проведение занятий, педагоги, дети,

музыкальный руководитель

Октябрь Праздники, развлечения. Проведение праздников, развлечений по плану (см. приложение) дети,

музыкальный руководитель педагоги, родители

Ноябрь Консультация на тему: «Актуальность ознакомления детей с произведениями художественной литературы». Выступление на педсовете в ДОУ. педагоги

Декабрь Консультация на тему:

«Воспитание нравственных качеств

личности ребенка через ознакомление с художественной литературой». Выступление на семинаре в ДОУ. педагоги

Февраль Консультация для родителей Организация родительского собрания с консультацией на тему: «Подбор дидактических и подвижных игр по сюжетам народных сказок для использования в домашних условиях.

Февраль Выставка книг «Русские народные сказки». Организация книжной выставки «Русские народные сказки» для родителей. педагог,

родители

Март Театрализо-ванное представление «Репка». Постановка театрализованного представления по сказке «Репка» для воспитанников младших групп. дети младшей группы

Апрель Театрализо-ванное представление «Колобок». Постановка театрализованного представления по сказке «Колобок» для воспитанников параллельной группы. дети

Май Театрализо-ванное представление «Теремок». Постановка театрализованного представления по сказке «Теремок» для воспитанников младших групп. дети младшей группы

В течение года Пополнение материальной базы Приобретение пальчикового театра «Три медведя», «Колобок», кукол театра «БИ-БА-БО», театра Петрушки, теневого театра. педагог,

родители

Литература:

1. В. А. Богуславская, В. Д. Разова Работа с книгой в детском саду. – М. : «Просвещение», 1998.

2. Занятия по развитию речи во второй младшей группе / Под ред. В. В. Гербова. – М. : «Просвещение», 1990.

3. Л. П. Носкова Методика развития речи дошкольников. – М. : «Владос», 2004.

4. С. А. Миронова Развитие речи дошкольников на занятии. – М. : «Просвещение», 1998.

5. Программа воспитания ребенка – дошкольника. - Чебоксары, 1995.

6. Развитие речи дошкольника : Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1990.

7. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1999.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Что за прелесть эти сказки!»Паспорт проекта «Что за прелесть эти сказки!» Тип проекта познавательно- творческий по количеству участников-групповой продолжительность- 14 дней Целевые группы проекта Педагог Дети.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Развитие связной речи средствами илллюстрации к русским народным сказкам» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Настя Виссарионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие связной речи средствами илллюстрации к русским народным сказкам»
Опубликовано: 27 марта 2014 в 16:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД