Лучший педагог года

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Живые традиции земли Русской» (2 фото)

ВАЛЕНТИНА ШАХОВА
Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Живые традиции земли Русской»

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Живые традиции земли Русской»

Методическая разработка проекта по патриотическому воспитанию в ДОУ

«Живые традиции земли Русской».

«Если мы потеряем связь с живыми традициями Руси, мы потеряем себя как народ, способный на великие подвиги». Ф. И. Достоевский.

Введение:

Публикация «Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ „Живые традиции земли Русской“» размещена в разделах

Во время занятий, педагоги выяснили, что у ребят старшей группы нет целостного восприятия русской народной культуры, её связью с бытом, трудом и праздниками. Из-за того, что в семьях потерялась связь с русскими народными традициями и обычаями, у детей сформировались фрагментарное представление о культуре родной страны. Исправить эту проблему поможет проект «Живые традиции земли Русской», где педагоги показали детям культуру России комплексно, через разные области деятельности. А итоговое мероприятие помогло закрепить воспитанникам полученные знания.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями старшей и подготовительной к школе групп, музыкальными руководителями ДОУ, а так же педагогами дополнительного образования.

Актуальность.

В связи с происходящими событиями в мире, мы по- новому начинаем относиться к истокам русской народной культуры : традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам всё самое ценное.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, был создан проект «Живые традиции земли Русской».

Информационная карта проекта

Авторы проекта : Лотина Светлана Леонидовна - музыкальный руководитель,

Еловикова Ольга Викторовна - воспитатель,

Шахова Валентина Александровна – воспитатель.

Тип проекта : познавательный, творческий.

Участники проекта : педагоги, воспитанники в возрасте 5-7лет, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Социальные партнё ры: Краеведческий музей, Городская Детская библиотека г. Шатуры.

Длительность: средне – срочный (2 месяца)

Сроки реализации проекта : 21.09. 2023 – 21.11.2023.

Проблема: Из-за того, что в семьях потерялась связь с русскими народными традициями и обычаями, у детей сформировались фрагментарное представление о культуре родной страны.

Гипотеза: Русская культура очень многогранна и включает в себя многие виды искусства: изобразительное, вокальное, танцевальное, театральное и т. д. Поэтому формирование целостного понятия народной культуры так же должно носить комплексный характер, затрагивать все виды деятельности дошкольников.

Цель проекта : создание условий для формирования у детей целостного представления детей о культуре и традициях русского народа, воспитание любви и гордости за свою страну, свой народ.

Задачи проекта :

Образовательные:

• расширить знания детей об устном творчестве русского народа на примере сказок, потешек, пословиц, песен;

• расширить представление детей о традициях и обычаях русского народа;

• закрепить и обогатить знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России;

• расширить знания детей о русских народных промыслах (Дымка, Хохлома);

• познакомить детей с русскими народными играми и песнями;

Развивающие:

• развивать у детей внимание, память, мышление, воображение, речь;

• развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок;

• развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, пословиц, пении песен.

Воспитательные :

воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

воспитывать в детях интерес к промыслам, устному народному творчеству русского народа;

воспитывать в детях взаимопомощь и поддержку друг друга.

Задачи по работе с родителями:

• укрепить понимание необходимости патриотического воспитания детей;

• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

• побудить к поиску информации об истории возникновения русской народной культуры;

• предложить консультацию «Сказки читаем – речь развиваем!».

Предполагаемые результаты:

Для детей:

• формирование представления о ценности и многообразии русской народной культуры;

• узнают о народных праздниках и традициях;

• появится осмысленность и активность в участии в народном празднике (знают предназначение праздника, поют песни, читают стихи)

• появится интерес к творчеству русского народа.

Для педагогов :

• повышение компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Для родителей:

• родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду.

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный с 18.09 по 25.09.2023

• разработка методических пособий, конспектов НОД

• распределение заданий между участниками проекта;

• подбор методической, и художественной литературы по теме, иллюстрационного материала, народные музыкальные инструменты (шумовые).

• определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

• планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.

• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап. Основной с 26.09 по 20.11.2023 г

Методы и приёмы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

• заучивание потешек, прибауток, пословиц;

• чтение русских народных сказок;

• разучивание русских народных песен и танцев;

• разучивание русских народных игр;

• рисование игрушек и изделий народных промыслов;

• разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

• рассказ о народных обычаях и традициях;

• рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

• беседы, вопросы, разъяснения;

• театрализация народных сказок;

• экскурсии.

План проекта

№ Мероприятие Дата Ответственные

1 Методическая разработка проекта «Живые традиции земли Русской» 18.09.2023

25.09.2023 Муз. руководитель Лотина С. Л.

воспитатели

Еловикова О. В,

Шахова В. А.

2 ООД по Познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Русские народные обычаи и традиции». 02. 10.2023 Воспитатель

Еловикова О. В.

3 Художественно - эстетическое развитие (Музыка)

развлечение «Русские народные инструменты». 04.10.2023 Муз. руководитель Лотина С. Л.

4 Рассматривание альбомов и иллюстраций:

«Матрешка – символ страны», «Народные промыслы» В течении месяца Воспитатели Еловикова О. В.

Шахова В. А.

5 Художественно - эстетическое развитие (Музыка)

развлечение «Игры – русская забава» 11.10.2023 Муз. руководитель Лотина С. Л.

6 ООД по Познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Поющие колокола» 12.10.2023 Воспитатель Еловикова О. В.

7. Вечерний круг «Чтение русских народных сказок» В течении

месяца воспитатели Еловикова О. В, Шахова В. А.

8 Театрализация русской народной сказки «Репка» 27.10.2023 Воспитатель Еловикова О. В.

9 ООД по Художественно - эстетическому развитию (лепка) «Дымковская барышня» 07.11.2023 Воспитатель

Шахова В. А.

10 Экскурсия в краеведческий музей г Шатуры «Быт старины Русской» 08.11.2023 Воспитатель

Еловикова О. В.,

муз. руководитель Лотина С. Л.

11 Вечерний круг «Викторина по русским народным сказкам». 17.11.2023 Воспитатель Шахова В. А.

12 ООД по о. о. «Худ. - эстетическое развитие» : рисование на тему: «Расчудесный Городец» 19.11.2023 Воспитатель

Шахова В. А.

13 Утренний круг. Заучивание потешек, пословиц, поговорок. В течении месяца Воспитатели

Еловикова О. В,

Шахова В. А.

14 Экскурсия в Детскую Городскую библиотеку г. Шатуры «Русские народные сказки» 20.11.2023 Воспитатели

Еловикова О. В

Шахова В. А.

Муз. руководитель Лотина С. Л.

15 Итоговое мероприятие развлечение «Осенние посиделки». 24.11.2023 Муз. руководитель,

воспитатели Еловикова О. В, Шахова В. А.

3 этап. Заключительный: с 21.11 – 24.11.2023 г

• Итоговое мероприятие – развлечение «Осенние посиделки».

• После экскурсии в музей была создана презентация «Быт старины русской», как методическое пособие для детей средней и младших групп.

• Анализ результатов проектной деятельности.

Заключение.

Во время работы над проектом «Живые традиции земли Русской» дети проявили большой интерес к знакомству с народной культурой. Проявился интерес к промыслам, устному творчеству русского народа. Ребята с удовольствием играли в русские народные игры и пели песни, а так же стали интересоваться у родителей о значении праздников, которые празднуют в семье.

В ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами.

После посещения Краеведческого музея педагогами была создана презентация «Быт старины Русской» как методическое пособие для воспитанников младшей и средней групп.

Методическая разработка проекта содержит приложения :

Приложение 1 Анкета для родителей;

Приложение 2 Конспект беседы с детьми старшей группы «Поющие колокола»; Приложение 3 Конспект ООД в старшей группе «Дымковская барышня»;

Приложение 4 Пословицы и поговорки.

Приложение 5 презентация «Быт старины Русской».

Используемая литература

1. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. ООО Издательство «Детство-экспресс», 2012

2. Жук Л. И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «КрасикоПринт», 2004.

3. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - Перспектива. - 2009

4. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКА-ПРЕСС Москва, 2000.

5. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.

6. Бронштейн М. М Праздники народов России. – М. : Росмэн-Пресс, 2004.

7. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

Список используемых источников

https://infourok.ru/prezentaciya-metodicheskaya-razrabotka-i-proektnaya-deyatelnost-5188801.html

https://infourok.ru/proekt-v-dou-chto-eto-takoe-vidi-proektov-ispolzuemih-v-detskom-sadu-2501005.html

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни Нам интересно Ваше мнение об этом. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Что, по-вашему, входит в понятие «традиции и обычаи русского народа»? ___

2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ___

3. Какие традиции и обычаи на Руси вы знаете? ___

4. Какие семейные традиции есть в вашей семье? ___

5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ___

6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? ___

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Конспект беседы с детьми старшей группы

«Поющие колокола»

Составитель: Еловикова Ольга Викторовна

Описание: Беседа представляет собой рассказ о колоколах и колокольном звоне на Руси для старшей группы детского сада.

Цель: знакомство с колоколами и колокольным звоном

Задачи:

Расширять кругозор детей: рассказать о колоколах и колокольном звоне.

Материал: коллекция колокольчиков. Колокольные звоны в аудио записи.

Ход беседы:

Воспитатель :

Я хочу рассказать вам о колоколах. На протяжении многих веков они сопровождали жизнь наших предков: своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России.

Одним из таких символов, столицы нашего государства, является звон колоколов на Спасской башне.

Звучит колокольный перезвон

Звук каждого колокола неповторим, как голос человека.

Колокола различают по размерам и звучанию: большой звучит мощно, торжественно, неторопливо. Вот послушайте. Звучание большого колокола.

Редкие удары колокола звучат долго.

Маленькие колокола – звонкие, удары их более частые. Слушайте…

Звучание малых колоколов.

Литьё колоколов – это искусство и тяжелый труд. На изготовление одного колокола уходит несколько месяцев. У мастеров были свои секреты.

Для колоколов строили не только колокольни, но и звонницы. В церквях били в разные колокола: поочередно – благовест; в несколько одновременно – трезвон.

Слушают Благовест и Трезвон

Звонари обычно не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми.

Давайте внимательно рассмотрим один из колоколов. У каждого из них есть «язык», за него привязывают веревку. Подвешивают колокола за так называемые «уши». Для красоты их украшали чеканными рельефами с надписями и орнаментами.

У нас с вами есть тоже колокольчики детские, с которыми мы очень любим поиграть.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Подведение итогов беседы.

Приложение 3

Конспект ООД в старшей группе «Дымковская барышня»

Задачи:

- Закреплять умение детей лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры, украшать одежду барыни элементами дымковской росписи.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Развивать мелкую моторику рук посредством работы с пластилином.

- Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству; интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать творческое воображение. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Материал: дымковские игрушки; набор пластилина; доска для лепки, стека; салфетки для рук.

Ход ООД

1. Организационная часть

Воспитатель : - В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

У барыни на коромысле

ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки-

Под боком малые детишки!

(Рассматривание дымковских игрушек.)

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Когда-то очень давно (более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода – Дымково).

-Как вы думаете, почему поселению дали такое название?

- Из какого материала они сделаны?

- Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.

-Что делали с игрушками после обжига?

-После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки.

-Какие цвета выбирали для раскрашивания игрушек?

Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка!

- Интересно, а что означает каждый цвет?

- Зеленый – символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба; белый –доброты и правды; черный –горя и зла.

- Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.

- Попробуйте назвать, что означают эти узоры.

Круги - солнце

Волнистые линии - вода

Маленькие круги - семена

Полосочки - ростки

Клетка - засеянное поле.

-Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

- Какое настроение создают эти игрушки (Ответы детей)

- Посмотри, как хороша эта девица-душа,

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво.

Барыня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.

2. Основная часть

- Ребята, сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров. Мы будем лепить и украшать дымковскую барышню.

(Рассматриваем с детьми фигурки дымковских барышень. Уточняем приемы лепки барышни.)

- Что надето на голову дымковской барышни?

- Щёчки у барышни какого цвета?

- Из каких узоров состоит блуза барышни?

-Как украшена юбка?

-Назовите основные элементы дымковской росписи? (колечки, круги, точки, линии)

- Для украшения нашей барышни скатываем длинные тонкие валики и слегка сплющиваем их, при необходимости можно сделать колечко, соединив концы валика. Для того что бы сделать глазки и точки для украшения нужно скатать маленькие шарики.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в "замок".)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

(Парное касание пальцев от мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

Дети выполняют работу, педагог контролирует работу детей и помогает.

Заключительная часть.

Воспитатель :

-Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Барышни получились непохожие друг на друга, разные и яркие.

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Что для вас было самым сложным?

Выставка Дымковских Барышень.

Приложение 4

Пословицы и поговорки

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.

Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.

Пословицы о дружбе

- Нет друга, ищи – нашёл, береги.

- Сам пропадай, а товарища выручай.

- Для друзей пироги – для врагов кулаки.

- Человек без друзей – что дерево без корней.

- Живи не скупись, с друзьями делись.

Пословицы о труде

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Глаза бояться, а руки делают.

- У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи.

- Душу вложись, всё сможешь.

- Больше дела – меньше слов.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы о Родине

- Береги землю родимую – как мать любимую.

- Кто за Родину горой – тот и герой.

- С родной земли – умри не сходи.

- Расставшись с другом, плачут семь лет,

расставшись с Родиной – всю жизнь.

- Родная сторона мать, чужая – мачеха.

- Солнце врагам не погасить, а нас не победить.

- Родина мать, умей за неё постоять.

Пословицы об уважении

- Живы родители почитай, померли – поминай.

- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.

- Отца и матерью почитать – горя не знать.

- Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.

Поговорки о дружбе

- Крепкую дружбу топором не разрубишь.

- Дружба и братство дороже богатства.

- Вдруг не станешь друг

- Друг познаётся в беде.

- Без друга жить туго.

Поговорки о труде

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

- Делу время, потехи час.

-Какие труды, такие и плоды.

- Мало хотеть, надо уметь.

Поговорки о Родине

- Где родился – там и пригодился

- Родной край – сердцу рай.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Пришёл незваным – ушёл дранным.

- Русский солдат не знает преград.

- Смелый боец – в бою молодец.

Об уважении родителей

- Родителей уважай, благодари, почитай.

- В отчий дом вернись и родителям поклонись.

- Родителям в старости, дарите радости.

- Мук совести не знает – кто родителей почитает.

- Дети вырастайте – родителей не забывайте.

- Родители – родная кровь, в их сторону никогда не злословь.

О Родине

- Мать Россия - святая Русь, защищай её, не трусь.

- Родину предашь, будешь не наш.

Фото «Живые традиции земли Русской»
Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать представление о героическом прошлом русского.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе» Занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе». Цель: Приобщение к русской народной культуре.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Проект «Богатыри земли русской» в подготовительной группе детского садаПроект «Богатыри земли русской» в подготовительной группе детского сада Проект «Богатыри земли русской» в подготовительной группе детского сада Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный. Сроки реализации.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по патриотическому воспитанию в ДОУ «Живые традиции земли Русской»
Опубликовано: 18 января 2024 в 22:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД