Получи документы

Педагогический проект «Книжный мир»

Марина Райм
Педагогический проект «Книжный мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 430 Сказка.

Проект «Книжный мир»

Райм Марина Ивановна,

учитель - логопед

Новосибирск

2023 - 2024 учебный год

Проект: «Книжный мир»

Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.

Участники:

• дети подготовительной логопедической группы «Алёнушка»

• родители воспитанников

• воспитатели

• узкие специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель; хореограф.

Аннотация проекта:

Публикация «Педагогический проект „Книжный мир“» размещена в разделах

Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе и способствовать этим развитию речи детей. Проект предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей.

Актуальность проекта:

О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Разнообразные жанры литературных и фольклорных произведений позволяют работать над всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической).

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. В поэтических образах художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но на сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Происходит разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Большинство родителей не только не видят значения чтения в обучении и воспитании детей, но и сами не читают. Они предпочитают вместе со своими детьми смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Что и показывает анкетирование родителей и детей нашей группы. Анкетирование проводилось в сентябре 2023 года.

60 % родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. Только 40 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.

- всего 11% родителей каждый день читают книги своему ребенку,

- 21% - 2 – 3 раза в неделю, остальные имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из–за нехватки времени, сложного ритма жизни)

- у 42% опрошенных, дома собрана небольшая детская библиотека

- 8 % посещают и записаны с детьми дошкольниками в библиотеку

- 60 % родителей очень редко покупают детям книги, если покупают то модные журналы, кроссворды,

- 23% родителей - 1 раз в месяц стабильно приобретают детям книги (основной подарок для ребенка, как считают родители, игрушка, сладости)

Беседа – опрос дошкольников на тему: «Моя любимая книга» и диагностика по разделу «Ребенок и книга» выявила следующее:

- 60% старших дошкольников назвали любимым жанром сказку, 16% - рассказ, 4% - стихи, 20% затруднились с ответом;

- 8%детей знают, что такое библиотека и посещают ее с родителями;

- у 38% детей есть любимая книга.

- 52% опрошенных смогли назвать 1 – 2 любимых сказки;

- 45% детей смогли назвать 1 -2 детских писателей (в основном это,К. Чуковский, А. Барто, А. Пушкин, остальные затруднились с ответом;

- у 47% детей привит интерес к слушанию книг.

- 32% бережно относятся к книге.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

По словам В. А. Сухомлинского «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Цель:

Способствовать развитию речи детей путём приобщения детей и родителей к чтению художественной литературы.

Задачи:

1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

5. Развивать связную речь детей.

6. Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

7. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Ресурсы:

• Детская художественная литература.

• Детская познавательная литература.

• Сценарии литературных праздников, викторин.

• Портреты писателей.

• Иллюстрации к произведениям.

• Фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений.

• Видеотека: Видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей.

• Книжный уголок в группе.

Предполагаемый результат:

• Повышение интереса детей к художественной литературе.

• Разработка системы работы с книгой.

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.

• Возрождение домашнего чтения.

• Позитивные изменения в речи детей.

• Обобщение и распространение семейного опыта

• Проявление уважительного и бережного отношения к книгам, как результату труда многих людей.

Работа над проектом распланирована в 3 этапа.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

Сроки 1.09.23г -1.10.23г

Задачи

1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.

3. Подобрать методическое обеспечение проекта

4. Разработать перспективный план «Книги», конспекты занятий, экскурсии в библиотеку, подготовить родительское собрание.

Содержание

1. Составление плана реализации проекта.

2. Подбор литературы, для реализации проекта.

3. Подбор информации для оформления родительского уголка

4. Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.

5. Провели анкетирование

родителей «Место книги в вашей семье» и

детей «Ребёнок и книга».

6. На родительском собрании запуск проекта «Книжный мир».

7. Оформление уголка чтения в группе в соответствии с требованиями.

Ответственные

Воспитатели, учитель-логопед

Основной этап:

Содержание:

1. Откуда пришла книга? - познавательный модуль.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения первой книги.

2. Рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести в доступной форме до сознания детей общие для всех народов и стран ценности;

3. Развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем в мире;

Содержание

-Беседа о значении книг в жизни человека, о книгах, которые есть дома;

- Загадка о книге;

- Рассказ воспитателя об истории

появления письменности;

- Рассматривание иллюстраций;

- Рассказ детей о первопечатниках, рассматривание портретов.

-Презентация ребенка как делают книгу, после экскурсии в типографию.

Сроки 1.10.23-5.10.23

Ответственные:

Воспитатели, учитель-логопед.

2. Экскурсия в Библиотеку Островского.

Задачи:

1. Расширить знания детей о профессиях людей;

2. Развивать любознательность

3. Воспитывать интерес и уважение к труду, к людям разных профессий

4. Воспитывать интерес к книге.

Содержание:

-рассказ работника библиотеки о работе в библиотеке;

-д/и «Что кому?», «Что сначала,что потом», «Угадай героя сказки»

- в группе чтение произведений: В. Калинкин «Первая книжка», Б. Заходер «Переплетчица»,

- сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»

Сроки:

6.10.23-12.10.23

Ответственные:

Воспитатели, работники библиотеки.

3. Любимые авторы.

Задачи:

1. Познакомить детей с авторами детских стихов и сказок.

2. Расширить знания детей о жанрах литературы (поэзия, проза, фольклор и др)

3. Развивать любознательность4. Развивать монологическую речь.

5. Воспитывать любовь к книге

6. Обогатить знания детей;

7. Обсудить разнообразие героев сказок;

8. Познакомить детей с понятиями вымысел, фантастичность.

Содержание:

- Дети приносят в группу свои любимые книги, рассматривают их, делятся впечатлениями о своей книге.

-Воспитатели рассказывают о жанрах литературы.

-Совместная деятельность, в ходе которой дети пытаются определить, к какому жанру относится его любимая книга.

- Аудиозаписи, видеоклипы на разные произведения.

-Портреты писателей

Сроки:

13.10.23-19.10.23

Ответственные:

Воспитатели, учитель – логопед

4. Сказка - вид повествовательного, прозаического фольклора. Жанровые разновидности сказок.

Задачи:

1. Дать детям представление о жанровой разновидности сказок: о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, детские сказки, небылицы.

2. Развивать творческие способности в инсценировках и драматизациях

3. Формирование лексико-грамматических категорий.

4. Развитие связной речи детей

Содержание:

- рассказ воспитателя;

- книги сказок различного жанра, в том числе, которые принесли сами дети.

-чтение дома сказки на выбор с родителями.

-изготовление героев сказки для театра на фланелеграфе

- разыгрывание сказки

на фланелеграфе и с помощью пальчиковых кукол в группе.

-совместное сочинение сказки, используя методическое пособие "Разноцветные сказки" Нищевой.

Сроки:

20.10.23-26.10.23

Ответственные:

Воспитатели, Учитель- логопед.

5. Знакомство со сказками народов мира:

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со сказками;

2. Формировать лексико- грамматические категории

3. Развивать связную речь детей

4. воспитывать любознательность

5. Воспитывать интерес к сказкам

6. Воспитывать толерантность и основу культуры

Содержание:

чтение сказок в группе и дома

-поиск информации о разных странах и народах, чьи сказки читаем.

-рисование рисунков или подбор иллюстраций к сказкам.

-игры на развитие грамматического строя:

"Для кого одежда", "Бюро находок", "Охотник и пастух", " Кому что дадим»

-закрепление употребления существительных в родительном,датель-

ном падежах

-составление предложений с союзом потому что.

Сроки:

27.10.23-2.10.23

Ответственные:

Воспитатели, учитель- логопед

6. Знакомство с творчеством

Г. Х. Андерсена

Задачи:

1. Ввести детей в мир сказок Г. Х. Андерсена

2. Привить интерес к личности сказочника, его судьбе, эпохе;

3. Расширить кругозор;

4. Развивать навыки слушать и пересказывать услышанное.

5. Сформировать умение анализировать сказки;

6. Развивать память, внимание, речь детей.

7. Развивать творческие способности детей

Содержание:

Чтение сказок:

Дюймовочка, Гадкий утёнок, Принцесса на горошине, Снежная королева, Дикие лебеди

-рассказ воспитателя;

- чтение сказок в группе и дома

- просмотр мультфильма

- слушание музыкальных произведений к сказкам Андерсена.

- презентация биографии

-рассказ детей о том, что им известно о писателе.

-совместная работа с родителями: рисование рисунков к сказкам Андерсена

-рассказ детей по своим работам.

-подготовка к празднованию дня рождения детского сада по теме «Удивительный мир Андерсена»

-Участие детей в театральном конкурсе «Времён связующая нить»

-помощь родителей в подготовке костюмов

Сроки:

3.11-25.11.23

С продолжением в феврале месяце.

Ответственные:

Воспитатели, муз. руководитель, хореограф, учитель-логопед.

7. Знакомство детей со сказками Ш. Перро.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством Ш. Перро.

2. Сформировать умение анализировать сказки;

3. Помочь понять настроение автора;

4. Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей;

5. Развивать все виды и формы образного мышления и умение отражать свои переживания в речи.

6. Развивать читательский интерес.

7. Прививать любовь к литературе.

Содержание:

Чтение сказок: Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка, Спящая красавица в группе и дома с родителями.

--сбор информации о писателе

-рассматривание портретов

-- использование аудиозаписей, видеоклипов, мультфильмов.

-совместная работа родителей и детей: составление кроссворда по одной из сказок.

- переделываем сказку «Сказка на новый лад»; в группе совместная работа

- игры на развитие грамматического строя: Угадай кто?", «Измени слово», «Исправь ошибки», «Мечтатели», «Посчитай», «Угощения», "С чем корзинка".

-Упражнения в употреблении слов в винительном и творительном. падежах. Составление предложений с союзом а.

Сроки:

26.11-7.12

Ответственные:

Воспитатели, учитель-логопед

8. Загадка-метафорическое выражение.

Задачи:

1. Расширить знания детей о загадках;

2. Развивать логическое мышление;

3. Обогащение словарного запаса

4. Развивать догадливость, сообразительность;

5. Воспитывать нравственную идею

Содержание:

- рассказ воспитателя о загадках

-составление картотеки загадок с помощью родителей.

-рисование отгадок

-составление предложений, используя сравнения

-игра «фразеологический зверинец».

Сроки:

8.12-15.12.23

Ответственные:

Воспитатели, учитель- логопед

9. Пословицы

Задачи:

1. Учить понимать переносное значение пословиц.

2. Развивать умение соотносить их с соответствующей литературной ситуацией.

3. Развивать речи творческие способности детей.

4. Упражнять в сочинении сказок.

5. Воспитывать любовь к книге, интерес к устному народному творчеству.

Содержание:

-Знакомство с пословицами

-Объяснения детьми переносного смысла знакомых пословиц.

-Дома с родителями подбор произведении, где есть пословицы или к содержанию которых можно подобрать пословицу

- Обсуждение своего выбора в группе

-Совместная деятельность детей и родителей: сочинить новогоднюю сказку по пословице.

-рисование по пословице

-игры: «пословичная лента»,» продолжи начатое», «Газетные заголовки», «Пословицы шутят».

Сроки:

16.12-23.12.23

Ответственные:

Воспитатели, учитель-логопед

10. Рассказы о детях.

Задачи:

1. Познакомить с авторами и рассказами о детях.

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (стихи, сказки, рассказы)

3. Учить понимать юмор

4. Продолжать обучать связному, последователь-ному пересказу, составлению загадок, описательных рассказов, сочинять небылицы.

5. Учить работать в команде.

6. Воспитывать чувство соперничества

7. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Содержание:

-чтение произведений Николая Носова и Виктора Драгунского дома и в группе.

-проведение конкурсной программы с привлечением родителей в жюри.

-задания:

-отгадай произведение по отрывку.

-. конкурс “Бюро находок”: угадай предметы и назови рассказ и автора (загадки придумывали дети заранее)

- соедини пословицу и рассказ.

-узнай героя по описанию (заранее подготовленные рассказы- описания в группе с детьми).

-конкурс “Фантазёры”(придумывание рассказа небылицы)

Сюжетно – ролевые игры

Сроки:

12.01.24-25.01.24

Ответственные:

Воспитатели, учитель-логопед

11. Художники-иллюстраторы

Задачи:

1. Познакомить детей с художниками-иллюстраторами (Чарушин, Вас-нецов, Сутеев, Коношевич и др., 2. Учить различать и называть их иллюстрации.

3. Совершенствовать знания детей о средствах выразительности, применяемых в иллюстрации.

4. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций разных художников.

5. Воспитывать любовь к книге

Содержание:

-рассказ педагога о художниках, рассматривание их портретов.

-рассматривание книг с иллюстрациями разных художников, которые принесли дети из дома. Обсуждение.

-д/и «Узнай произведение по иллюстрации»; подбор отрывков к этим иллюстрациям.

- посещение с родителями художественных выставок, музея изобразительных

искусств;

Сроки:

26.01.24-2.02.24

Ответственные:

Воспитатели, педагог по изо.

12 Поэзия, как литературный жанр.

Задачи:

1. Расширить знания детей о поэзии;

2. Дать понятие рифма

3. Познакомить детей с интересными фактами биографии и стихами различных авторов С. Маршак, Б. Заходер, Берестова, А. Барто, Мошковская, Я. Аким, Е. Благинина, И. Токмакова, Усачёв.

4. Познакомить с творчеством современной поэтессы Еленой Зиноватной.

5. Развитие речи детей

6. Воспитывать любовь к стихотворным произведениям.

Содержание:

- рассказ педагога о поэзии различных авторов (сравнение);

-игра «Угадай по строчке стихотворение»

-игра «подбери рифму»

- чтение стихотворений в группе и дома с родителями.

-Заучивание стихов в группе и дома на выбор детей.

-конкурс чтецов в группе

-участие в районном конкурсе чтецов

-вечер поэзии с Еленой Зиноватной

Сроки:

2.03.24-15.03.24

Ответственные:

Воспитатели, учитель - логопед.

13. Наш любимый дедушка Корней Чуковский

Задачи:

1. Познакомить детей с биографией К. И Чуковского

2. Продолжить знакомить детей с произведениями

3. Учить понимать скрытый смысл

4. Развивать речь и актёрские способности детей.

5. Воспитывать общечеловеческие ценности, любознательность интерес к творчеству Чуковского.

Содержание:

- презентация о жизни писателя и его творчестве

- просмотр видеоклипов к сказкам

- чтение сказок в группе и дома

-разыгрывание сказки в костюмах

-придумывание викторины к сказкам К. И Чуковского – совместно с родителями дома.

-рисование коллажа по сказкам.

Сроки:

16.03.24- 29.03.24

Ответственные:

Воспитатели, учитель - логопед

14. Творчество Сергея Михалкова.

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством писателя, -

2. Формировать интерес к чтению,

3. Развивать выразительность речи

4. Способствовать пополнению словарного запаса

5. Формировать грамматический строй речи

6. Развивать актёрское мастерство, творческие способности.

Содержание:

-рассказ воспитателя и детей о жизни автора.

-чтение произведений,

-рассматривание иллюстраций,

-просмотр мультфильмов

-обсуждение с детьми смысла, который хотел донести автор в своих сказках.

-заучивание наизусть отрывков из сказок и стихов.

-показ родителям сказки в исполнении детей.

Сроки:

01.04.-12.04

Ответственные:

Воспитатели, учитель - логопед, муз. руководитель

15. Басня

Задачи:

1. Познакомить с новым жанром басня

2. Помочь понять, в чём отличие басни от сказки и стихотворения

3. Учить детей определять, в чём заключается мораль;

4. Учить самостоятельно, высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;

5. Учить детей отвечать на вопросы по басне;

6. Совершенство-вать диалогическую и монологическую формы речи;

7. Совершенство-вать познавательную активность

8. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

9. Развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;

10. Способство-вать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

11. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

12. Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости-знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова,

Содержание:

-чтение и обсуждение басни

-рассматривание иллюстраций к произведениям И. А. Крылова;

-беседы по басням;

-просмотр мультфильма

-драматизации отрывков из басен;

-дидактическая игра «Объяснялки».

Сроки:

15.04.24 – 26.04.24

Ответственные:

Воспитатели, учитель – логопед

Завершающий этап

Подведение итогов реализации проекта

Задачи:

1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту

2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам

Сроки:

Май 2024г

Ответственный:

Учитель - логопед

Перспективы распространения результатов проекта.

• Уровень детского сада.

Прикреплённые файлы:

proekt-knizhnyi-mir_ed6gm.pptx | 16433,36 Кб
 
Публикации по теме:

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мастерская добрых дел»Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально-творческий детско-родительский Автор и руководитель.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Книжный мир»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 16:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД