Получи документы

Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта, его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.

Предназначено педагогам ДОУ.

Содержание

Публикация «Педагогический проект „Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность проекта

Значимость и новизна проекта

Цель и задачи проекта

Характеристика проекта

Результаты проекта

Описание проекта

Этапы реализации проекта

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкеты для родителей

Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми

Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования

Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ

Приложение 5. Формы работы с родителями

Актуальность проекта

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».

В настоящее время игра ребенка — это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде. За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры.

Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей.

Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей, показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности

Значимость и новизна проекта

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес.

Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Цель и задачи проекта

Цель: предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Задачи:

• уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;

• использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка, подготовки его к школе, развития «детского общества».

• создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;

• обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;

• учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

• использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;

• пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.

Характеристика проекта

Направленность проекта : комплексный ( разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга:

преемственность и непрерывность;

интеграции разных видов деятельности;

учет индивидуальных особенностей;

чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;

изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;

включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.

Результаты проекта :

Предполагаемые результаты:

• создание развивающей среды, которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.

• оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;

• обобщение материала для родительских собраний и консультаций;

• сборник рекомендаций для родителей по созданию игрового уголка дома.

Описание проекта

Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников» разделен на три этапа.

Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук. Институт социальной педагогики РАО. Москва)

Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.

Практический этап включает в себя различные виды деятельности: познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи, многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания, мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ.

Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании»). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.

На заключительном этапе созданная развивающая среда, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта.

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия педагога и ребенка Современный педагог становится активным инициатором детского творчества, детской мысли. Поиск новых форм взаимодействия с учетом возраста,.

Проект недели «Театральный калейдоскоп» ВидеоПроект недели «Театральный калейдоскоп» Видео Одним из инновационных методов в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2015 в 10:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лир в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД