Папки-передвижки

Педагогический проект «Игра как метод экологического воспитания»

Оксана Сенюкова
Педагогический проект «Игра как метод экологического воспитания»

Проект «Игра как метод экологического воспитания»

Подготовила : Сенюкова О. М.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигащая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

[/i]

Публикация «Педагогический проект „Игра как метод экологического воспитания“» размещена в разделах

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой, заключается в том. чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействуя с ней.

Игра это наиболее эмоционально насыщенная деятельность.

Роль игры в системе экологического образования дошкольников.

1. Игра расширяет диапазон знаний, представлений о мире природы.

2. Способствует развитию способностей ребенка видеть красоту природы, т. е. развивает эстетически.

3. Развивает гуманные чувства.

Особое место в экологическом образовании дошкольников занимает дидактическая игра. Это игры, в которых процесс обучения осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и др., развивает память и внимание.

Дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и т. д.)

Виды дидактических игр, которые используются в процессе экологического образования дошкольников:

• предметные

• настольно-печатные

• словесные

• творческие

Предметные игры.

Это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, шишки, камешки и т. д.)

Цель: уточнить и конкретизировать знания детей о качествах и свойствах объектах природы. Учат детей обследовать предмет или объект, развивает сенсорику детей.

Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, как в коллективных, так и индивидуально, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, «Чудесный мешочек»

«Вершки и корешки»

«С чьей ветки детка?»

Настольно-печатные игры.

Это домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и другие)

Цель: систематизировать знания о растениях, животных, явлениях природы.

Оказывает влияние на развитие логического мышления, развивает способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Целесообразно использовать в работе с небольшой группой детей. Эффективны при организации индивидуальной, а также коррекционной работы с детьми.

Словесные игры.

Игры, не требующие никого наглядного материала.

Цель: закрепление, обобщение, систематизация имеющихся у детей представлений о мире природы и являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивает речь.

Данные игры не требуют специальных условий. Как правило это вопросы и речевые логические задачи, решение которых базируется на уже имеющихся у детей представлений о мире природы.

Организуются как в помещении, так и на прогулке.

Например: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?»

«Когда это бывает?»

«Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?»

Творческие игры.

Специфической особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей и отражают опыт, знания, впечатления, полученные детьми от общения с природными объектами.

Творческие игры имеют самостоятельный характер. Это помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы экологической работы с дошкольниками.

А) Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и другие)

Оказывают такие игры положительное влияние на процесс познания детьми свойств и качеств предметов природы. Обобщается опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к исследовательской деятельности (почему песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики)

Б) Сюжетно-ролевые игры

Игры, в которых дети разыгрывая сюжеты и беря на себя определенные роли (например, игра в «Зоопарк», «Магазин цветов», и другие, отражают свой опыт, знания о предметах и объектах природы, а также свое отношение к ним.

Большое значение для оптимального влияния данного вида игр имеет расширение и обогащение опыта детей посредством проведения природоведческих экскурсий, использование диафильмов, видео- и кинофильмов, отображающих не только мир природы, но и труд людей в природе. Не меньше значение имеет и создание соответствующих условий, предметно – развивающей среды, т. е. атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

Большое значение имеет использование игр-тренингов эколого-природоведческого содержания (см. учебник Т. А. Серебрякова).

Можно выделить 2 формы сюжетно-ролевых игр:

• игры самостоятельные

• игры, организованные воспитателем, проходящие под его руководством.

Форма обучающей игры воспитателя с детьми, имеющая определенную дидактическую цель называется игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.

Её характеризуют следующие моменты:

1. Имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.

2. Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой.

3. В содержание заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты, ролевое взаимодействие персонажей и другие.

4. Игру проводит воспитатель: он объявляет название6 и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию.

5. Воспитатель руководит игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру диалогами, действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.

Виды ИОС

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами.

Аналоги – это игрушки, которые изображают объекты природы: животных или растения.

Это мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и другие игрушки. Аналоги растений – елочки пластиковые разного размера, деревья и кустарники, грибочки, пенопластовые фрукты, овощи; фигурки героев из сказки ДЖ. Родари «Приключения Чипполино».

С помощью этих игрушек – аналогов у детей, начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о живых организмах на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от реального животного. Показать, что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом (живое и неживое). Например, в младшей группе: рыбки в аквариуме. Живые живут в воде, из которой их нельзя вынимать, плавают, едят.

Неживые – это предметы, с которыми можно поиграть (брать в руки, изображать как плавают, понарошку кормить и т. д.). Они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост и т. д.). Не плавают если в воду. На живых рыбок можно смотреть, наблюдать. С игрушечными можно играть, брать в руки.

Тоже самое с птицами, черепахой, с игрушечной елкой и на улице. Дерево стоит на одном месте- корнями уходит в землю. У игрушки есть ствол, ветки, иголки, нет коней; ее можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, каждый год становиться выше, ветви удлиняются. Игрушка остается всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной – сокодвижение, одни хвоинки опадают, а новые вырастают, созревают шишки.

У игрушки – пахнет пластмассой и ничего не изменяется.

Живая ель красива, зимой покрыта снегом, а игрушка тоже красива, но ее сделали люди.

ИОС с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах. Сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с изображениями на картинках, с наглядными пособиями. Например, в беседе по картинке – жизнь белки в лесу, ее приспособленность, защита от врагов, выведение потомства. Игрушка – в уголке на полке.

Кошка, собака, кролик и другие – вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними – игрушка блекнет на их фоне.

Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака движется, виляет хвостиком, лает).

Игрушки-аналоги являются дидактическими игрушками, их следует собирать и хранить в метод. кабинете.

2. ИОС с литературными персонажами.

Это связано с использованием кукол, изображающих персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Герои сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой. Таких произведений много – «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и другие. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя, как в произведении.

Чипполино. Он нравится детям за смелость, находчивость. Главная особенность его : он много знает об овощах и фруктах, т. к. живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, по уходу за огородными растениями. Игрушка может быть использована во всех занятиях фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне, создании календаря наблюдений за ним.

Карлсон. Знаком детям по книге А. Линдгрен и по мультфильму. Он большой хвастунишка, баловник, любитель вкусно покушать. Он живет на крыше, летает и хочет дружить с мальчиком. Например, летая по округе, Карлсон может сообщить много нового и интересного о жизни птиц, об осеннее-весенних явлениях в природе. Может сообщить детям либо новую информацию, либо уточнить уже имеющиеся представления, либо неверные предположения и «глупые» вопросы. Например, живя на крыше, Карлсон увидел в окно, как дети сеют овес и решил сделать подарок соседке—воробьихе к 8 Марта – тоже вырастить зелень на крыше. Он удивлен, что и поливал семена, а они покрылись ледяной коркой. (на крыше так же холодно, как и на улице).

Незнайка. (Н. Носов) Ничего не знает, задает вопросы, делает неверные предположения, советы.

Айболит. Лечит животных и заботится о них. Он делает профилактические осмотры животных, растений, даже детей с целью оценки состояния их здоровья. Дает советы. Весной прописывает «лекарство» от истощения (удобрения) растениям, пересадка, подрезка и т. д. Атрибуты, рецепты, чемоданчик, удобрения, палочки для простукивания по горшкам, рыхления, ножницы.

Скорая помощь с хорошей землей, термос с настоем шиповника или фрукты для детей и т. д. На машине увозит в стационар тяжело больных пациентов (растения, которые находятся в плохом состоянии). Айболит может осмотреть среду обитания детей.

ИОС с любым литературным героем действительно выполнили бы дидактическую функцию, то она должна быть хорошо разыграна.

В каждой ИОС воспитатель выполняет 2 роли – куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж он говорит с детьми и воспитателем. Кукла должна быть «живой» -- поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить, хлопать по плече, здороваться и др.).

3. ИОС типа путешествий.

Путешествия как метод экологического воспитания детей – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, с/х ферм, зоопарка, салона природы, экскурсии, походы, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Руководитель путешествия – воспитатель. Дети «фотографируют», рассуждают. (зимний заснеженный лес; летний лес с завалами и болотистыми местами; жаркая пустыня, арктические льды).

Например, «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло вашу кожу, чтобы не получили солнечного удара. Проверьте у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне. Идти нужно осторожно, чтобы не провалиться, ноги поднимать выше.

Отправляясь в зимний лес – потеплее одеться, завязать шапки, не снимать варежки, постучать ногами, чтобы не замерзнуть.

Зоопарк. Роли: директор, посетители, шофер, кассир, контролер, буфетчица и т. д.

Атрибутика: касса, деньги, билеты, конфеты, мороженое, фартук, кокошник, очки у директора …

Подзорные трубы, бинокли…

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании.

Подвижные игры закрепляют знания, которые дети получают в наблюдениях.

Например, воробьи пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, когда к ним подходишь. А потом проводят игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.

Например, наблюдают осенние деревья, рассматривают листья березы, клена, выделяют характерные признаки (форма, окраска).

Игра «Найди дерево».

Дети постарше «У медведя во бору»

Береза нередко бывает «главным» деревом на участке - ее наблюдают чаще других, рисуют на картинках календаря, ею любуются, про нее загадывают загадки. С дошкольниками любого возраста вокруг березы можно водить хороводы, приговаривая или припевая народные слова, изображая руками, как она качается:

Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. :

Со старшими – «Зоологическое лото».

Словесно-дидактические игры.

Эти игры могут скрасить досуг, прогулку в дождливую погоду и т. д.

Они развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать знания, сравнивать и объединять предметы по различным признакам; внимание и быстроту реакции.

Например, «Закончи предложение» (Белка осенью запасает корм, потому что, Птицы могут летать потому, что. и пр.)

Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывает внимание.

«Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве»

«Что бывает желтое?"

"Что бывает круглое?"

"Летает – не летает"

"Домашнее животное или дикое"

Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников и научить их использовать в нужный момент.

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Игра как метод экологического воспитания»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 15:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Игра как метод экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Сенюкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД