Лучший педагог года

Педагогический проект «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников»

ИРИНА КОЛЯНОВА
Педагогический проект «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников»

Педагогический проект

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Практико-ориентированный, краткосрочный(3 месяца)

Выполнила:

Колянова И. В воспитатель высшей квалификационной категории

Трегубова Инна Владимировна-педагог-психолог

Мулино2019 г.

Публикация «Педагогический проект „Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников“» размещена в разделах

Понятие толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

Мулино–военный городок, со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

Актуальность выбранной темы.

Работая в детском саду, я часто сталкиваюсь с проблемой правового воспитания детей, мнения детей никто не учитывает. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, наркомания. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок тоже равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать

Причина нарушения прав ребёнка.

Я думаю, причина нарушения прав ребёнка состоит не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Детство – одно из самых незабываемых ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую судьбу

Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников, базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Педагоги дошкольного учреждения знакомят детей с традициями, духовными ценностями, вводят ребенка в социальную систему взаимоотношений. От взрослого зависит характер взаимоотношений между детьми в коллективе. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в нем. Несмотря на то, что дети по своей природе являются толерантными, в силу отсутствия отрицательного социального опыта, легко поддаются влиянию значимых взрослых, поведение которых служит ребенку образцом для подражания.

Воспитание современного ребенка в духе толерантности значительно отстает от реальных потребностей в практике воспитания. Диагностика личностных качеств старших дошкольников указывает на то, что у трети детей способность к эмпатии слабовыраженная, страдает адекватность оценки своих достоинств и недостатков, отмечается значительная обидчивость, конфликтность, нередко – агрессивность. Исследование отношения педагогов и родителей к воспитанию толерантного поведения показало необходимость систематизации работы по взаимодействию детского сада и семьи по данной проблеме.

Педагог-психолог, воспитатель как субъекты образовательного пространства, создают условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности дошкольников :

• систематические комплексные занятия, с учетом специфики использования различных методов и средств развития у детей представлений о толерантном поведении;

• осуществление дифференцированного личностно-ориентированного подхода к дошкольникам, в том числе и с особыми образовательными потребностями, и вовлечение их в разнообразную практическую деятельность с целью обеспечения интеграции с социокультурной средой общества.

Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимым создание динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование социокультурной толерантности и способствующей развитию гармоничной личности.

Оптимальной формой работы считаем реализацию педагогического проекта «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников».

Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

• Систематизировать работу по развитию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего и других народов.

• Содействовать формированию толерантного поведения дошкольников, через развитие коммуникативных способностей посредством народных игр.

• Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по данной проблеме.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель, педагог-психолог,

Предполагаемый результат: Создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия и развитие у старших дошкольников навыков коммуникации.

Принципы реализации проекта :

1. Системность.

2. Учет специфики работы с детьми дошкольного возраста.

3. Интеграция в работе детского сада и семьи.

Деятельностно-процессуальный подход к реализации проекта :

Деятельность педагогов : Диагностируют, создают условия, модифицируют дидактический материал, анализируют, оценивают результат проекта.

^ Деятельность детей: создают, обучаются, выполняют, контролируют.

Деятельность родителей: участвуют в проектах, развлечениях, беседах.

Методы проекта :

• Диагностика.

• Анкетирование.

• Наблюдение.

• Беседы

• Консультации.

• Проведение тематических занятий, развлечений, народных игр.

Основные формы реализации проекта :

1. Изучение особенностей когнитивного и эмоционального компонента толерантности старших дошкольников.

2. Обобщение опыта работы педагогов ДОУ в систему воспитания толерантной культуры.

3. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Организация условий:

Педагогическая поддержка интереса дошкольников к культурно-историческому наследию разных народов;

• Осознание педагогами и родителями важности культурного многообразия для самореализации личности ребенка;

• Развитие умений и навыков бесконфликтного взаимодействия носителей разных культур посредством игровой деятельности.

• Повышение педагогической компетенции через умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.

Этапы работы над проектом и сроки реализации :

Этапы проекта

Содержание этапа Сроки реализации

организационный •

Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.

Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.

• Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями :

• Беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы,

• Анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста,

• Изучить особенности проявления толерантности у детей 5-7 лет :

• Определение уровня знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей,

• Определение уровня развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников,

• Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Октябрь

формирующий • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

Цикл тематических занятий по группам: «История моей семьи»

«Моя страна и её соседи»

«Генеалогическое древо семьи»

«Мои друзья».

Развлечения с детьми:

«Русские народные игры»

«Игры разных народов»

Игровой тренинг «Пойми меня»

Консультации для родителей:

«Диалог с ребенком» (деловая игра)

• Семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия

• Конкурс народных игр (педагоги-дети-родители)

Ноябрь

Обобщающий •

Становление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.

• Развлечение «Сказки разных народов»

• Презентация проекта в рамках педагогического совета, родительского собрания.

• Обновление картотеки народных игр.

Декабрь

Литература:

1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : Учебно-метод. пос. – М. : Академический проект, 2004. – 240 с.

2. Гукаленко O.B. Поликультурное образование : теория и практика / Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2003.

3. «Диалог культур» проект программы поликультурного образования детей 3-7 лет. - изд. «Тимашевск», 2012, 117с.

4. Компанцева Л. В. Инновационная деятельность ДОУ как показатель его развития. // Педагогические инновации и организация их реализации в деятельности ДОУ как средство его развития. – Ростов н/Д., «Булат», 2009, с. 3-5.

5. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / Ашиков В. И. и др. // Дошкольное воспитание. 2004. № 5, с. 15-20.

6. Воспитание социокультурной толерантности у детей. / Чумичева Р. М., Платохина Н. А. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2012. №11, с. 6-15.

7. Как воспитать толерантность? / Степанов П. // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

Публикации по теме:

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ИРИНА КОЛЯНОВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2020 в 11:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД