Папки-передвижки

Педагогический проект «Читаем сердцем»

Савельева Наталья
Педагогический проект «Читаем сердцем»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Читаем книгу сердцем»

Введение.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Публикация «Педагогический проект „Читаем сердцем“» размещена в разделах

Знакомство ребенка с книгой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Актуальность проекта

На сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания, как показывает практика у современных детей есть другой выбор – это компьютерные игры. Родители также поощряют выбор детей к играм, за частую сами не берут книгу в руки, не читая детям. Таким образом, не прививается интерес к книгам. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Данный проект позволяет в условиях ДОУ расширять знания детей о книге, как о произведении искусства, источник познавательной информации, прививает интерес к чтению художественной литературе. Ведь книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирование нравственных человеческих качеств.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.

Задачи:

• Формирование у детей понимание того, что книга – важный источник знаний, воспитание любви к книге, чтению;

• Ознакомление с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закрепить знания культурного обращения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.

• Развитие интереса у дошкольников к художественной и познавательной литературе.

• Развитие речи детей.

• Формирование проектно – исследовательских умений и навыков при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

• Создание условий для детского творчества.

Ожидаемые результаты проекта:

для детей:

• В процессе реализации проекта у детей будут сформированы знания о потребности книги.

• В процессе реализации проекта ожидается, что дети придут к мнению, что книга несет людям много нового и интересного.

для родителей:

• Сформированная активная родительская позиция.

• Повышение компетентности родителей в вопросах книжной культуры и семейного чтения.

• Активное участие родителей в жизни детского сада.

для воспитателей:

• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Механизм реализации проекта:

Внедрение проекта «Моя любимая книга» проходило в несколько этапов.

1 этап - подготовительно – проектировочный:

• Создание у детей мотивации к проектной деятельности;

• Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.

2 этап - информационно – просветительский:

• Определение средств реализации проекта, источников информации. Педагог выступает в роли консультанта, советчика или непосредственного участника проекта детей и родителей.

3 этап – основной:

• Организация собственно проектной деятельности;

• Объединение усилий детей, родителей и воспитателей.

4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности:

• Презентация «Детской библиотеки»

• Спектакль «Колобок»

Оценивание результативности проекта

Основным методом оценки является метод наблюдения, включенного контроля.

Формами предъявления результатов проекта являются – открытие детской библиотеки в ДОУ, показ спектакля.

Результаты собеседования с родителями.

Этап 1 (подготовительно – проектировочный)

Задачи этапа:

1. Создание у детей мотивации к проектной деятельности: погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

2. Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей:

Проблемная ситуация: просмотреть вместе с воспитателем книги в группе, чтобы привести их в порядок.

Решение проблемы: Организовать мастерскую для книг.

Попросить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании.

Провести игру с детьми «интервью», где каждый ребенок отвечает на вопросы воспитателя.

Взаимодействие с родителями:

- Организация и проведение анкетирования родителей «Любите ли вы читать и читаете ли вы детям».

- Домашнее задание: принести из дома свою любимую книгу.

Временной отрезок:

1 день (первая неделя проекта)

2 этап - информационно – просветительский

Задачи этапа:

1. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами: определение средств реализации проекта, источников информации и форм презентации на заключительном этапе.

2. Создание условий для детского творчества.

3. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закрепить знания культурного обращения с книгой, коллективного чтения книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.

Совместная деятельность взрослого и детей:

*Экскурсия совместно с родителями в детско – юношескую библиотеку с целью больше узнать о книге.

*Беседа о необходимости переустройства книжного уголка в группе.

*План: как устроить детскую библиотеку.

Взаимодействие с родителями:

*Помощь в организации экскурсии в библиотеку.

*Ознакомление родителей с примерным планом работы по проекту «Наши любимые книги».

*Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола».

*Размещение наглядной информации: «Все о книге».

Временной отрезок:

2 – 3 день

3 этап – основной

Задачи этапа:

1. Развивать интерес дошкольников к художественной и познавательной литературе.

2. Формировать проектно – исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты

Совместная деятельность взрослого и детей:

*Организация выставки поделок, рисунков.

*Рисование декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

*Чтение произведений В. В. Бианки;

*Беседы с детьми «Что такое книга?», ознакомление с творчеством В. В. Бианки.

*Организация в центре книги словесных и дидактических игры, дать упражнения и задания.

*Литературная гостиная «В гостях у сказки».

*Подумать с детьми «Как сыграть сказку». *Проблемная беседа «Как нам организовать и провести сказку для малышей?»

*Изготовление приглашений на спектакль «Колобок».

*Продуктивная деятельность:

- подготовка костюмов,

-рисование колобка, цветов, декораций, для спектакля.

-рисование любимых сказочных героев к выставке.

- лепка героев любимых сказок

- оформление книжного центра рисунками, поделками, играми.

Взаимодействие с родителями:

*Изготовление родителями: поделок, рисунков, декораций к сказкам, атрибутов.

*Чтение с детьми произведений В. В. Бианки «Первая охота», «Подкидыш» и др.

Временной отрезок:

10 дней

(2 недели)

4 этап – этап презентации результатов проектной деятельности

Задачи этапа:

Реализация проекта.

- Закрепление полученных ранее знаний и умений.

Совместная деятельность взрослого и детей:

*Спектакль «Колобок», для детей младших групп.

*Праздник «Открытие детской библиотеки в детском саду».

Взаимодействие с родителями:

*Участие в детской выставке книжного центра.

Временной отрезок:

1 день

Используемые технологии развития речи у детей среднего дошкольного возраста

В процессе проектной деятельности используются следующие технологии, активно развивающие речь детей:

• Технология обучения детей составлению сравнений.

• Технология обучения детей составлению загадок.

• Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Круги Луллия, карты Проппа.

• Проектная деятельность и мнемоника.

• Использование наглядного моделирования.

• Метод демонстрации;

• Метод мотивации и стимулирования познавательной мотивации;

• Технология активизирующего обучения речи как средству общения. О. А. Белобрыкина.

Ресурсная база проекта:

Материально-технические ресурсы:

• энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;

• материалы для оформления результатов (карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки, фотоаппарат).

Программно-методические ресурсы:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. ,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Публикации по теме:

Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем»Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем» Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой. Вид проекта: детско-родительский Направление деятельности проекта: экология Участники.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Мыльная история»Педагогический проект «Мыльная история» Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Потешки» педагогический проект «Потешки» для детей разновозрастной группы младшего возраста. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Проект «Любимые книги читаем вместе»Проект «Любимые книги читаем вместе» Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель высшей категории МДОУ «Детский сад №134» Образовательные области: «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Читаем сердцем» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Савельева Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Читаем сердцем»
Опубликовано: 17 мая 2023 в 17:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД