Лучший педагог года

Педагогический проект «Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР посредством дидактической игры»

Тамара Снегирёва
Педагогический проект «Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР посредством дидактической игры»

«Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР

через дидактическую игру»

Сенсорное развитие ребенка – формирование представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

Публикация «Педагогический проект „Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР посредством дидактической игры“» размещена в разделах

развитие поисковых способов ориентировки – методов проб.

Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания. Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина. Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения. Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Цель проекта:

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

-Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

- Разработать программу сенсорного развития детей с ОВЗ.

-Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по сенсорному развитию.

Ожидаемый результат:

– повышение уровня сенсорного развития детей.

Сроки проекта: сентябрь – май 2020 - 2021 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, которые мы на опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно - образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Игровые.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап:

информационно-аналитический (подготовительный) включает:

повышение уровня профессиональной компетентности; определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Реализация:

Изучение специализированной литературы; Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Забавные прищепки», «Подбери по цвету» ;Оборудование «дидактического стола»;

Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

Подбор заданий и проведение диагностики;

По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

включает:

Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

Оформление стендов для родителей по теме проекта;

Консультации для родителей.

реализация:

Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно - моторных навыков;

Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры.

Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр;

Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

Подведение итогов

реализация:

Диагностика детей;

Выводы.

Перспективный план работы с детьми

Работа с детьми - Игры на развитие сенсорного восприятия

Сентябрь Соотнесение по величине и форме. Группирование величине и форме. Игра Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы Цель: учить детей группировать предметы по величине Игра «Чем похожи, чем отличаются» Цель: закреплять понятия величины

Октябрь Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов Игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений Игра «Улетающие шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, дать представление о белом и черном цветах

Игра «Лебедушка»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Игра «Живое домино»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Ноябрь Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Группирование по цвету. Игра «Красивый букет»

Цель: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу.

Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.

Игра «Зажги фонарик»

Цель: упражнять детей в названии цвета предметов Игра «Полосатые коврики»

Цель: учить детей практически применять полученные знания, сравнивать

Декабрь Группировать объекты отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Группировать объекты сходные с образцом. Игра «Кто скорее соберет игрушки»

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

Игра «Каждую бусинку на свою нитку»

Цель: учить детей группировать объекты, сходные с образцом.

Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающие

Январь Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Учить детей подбирать предметы по слову, но по два оттенка каждого цвета спектра. Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Февраль Учить детей зрительно обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей находить среди многих одну фигуру Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) Игра «Домино фигур» Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

Игра Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки» Цель: группирование предметов по цвету.

Игра Нанизывание больших и маленьких бусин. Цель: Чередование по величине.

Март Учить детей зрительно находить определенную фигуру, называть ее. Чередование по форме. Чередование по величине. Игра Нанизывание бусин разной формы.

Цель: Чередование по форме.

Игра «Попади в отверстие»

Цель: соотнесение по форме и величине.

Игра Лото «Цвет и форма»

Цель: закреплять цвета и формы предметов.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять название геометрических фигур, учить находить предметы

Апрель Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Закреплять знания детей о форме. Игра Нанизывание бусин разного цвета

Цель: Чередование по цвету.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Игра «Что лежит в мешочке»

Цель: закреплять знания детей о геометрической форме.

Май Учить сравнивать несколько объектов по величине.

Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности. Игра «Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине.

Игра «Что там»

Цель: закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Игра «Сделаем столбики»

Цель: закрепить умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей.

Ожидаемые результаты после проекта с детьми

После прохождения проекта у детей должен вырасти уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета. Для решения этих задач создана специальная коррекционно-развивающая среда. Весь используемый материал для проведения этой работы поделен, для лучшего восприятия детьми все в игровой форме Функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы, пирамидки, объемные и плоские геометрические фигуры, различные формы- вкладыши). Игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики: мячи, кольцебросы, шнуровки, мозаика, разнообразные мелкие предметы (бусины, пуговицы, камешки, орешки) различные виды застежек: застежек-крючки, пуговицы, молнии, ленточки, кнопки. Нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы, математические коврики. «Какого цвета не стало», «Найди предметы такого же цвета», Цветные кубики», «Найди цветок для бабочки» и другие. Используются для привлечения наибольшего количества рецепторов, что способствует наиболее полному и точному запоминанию объекта и его свойств. (Не стоит забывать что у детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР) целесообразно проводить развивающие занятия в игровой форме, делая опору именно на наглядно- действенное мышление.) Развитие речевого слуха у детей с ТНР происходит с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки, что сказывается и на понимании речи и на развитии собственной. Чем раньше, начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения

в отставании в активной и пассивной речи детей. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. При развитии речевого слуха работа проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию. Кто за дверью». «Кто позвал», «Кто как кричит», «Угадай, кто пришел» и другие. Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР), основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Данный проект может быть предложен как в дошкольных учреждениях так и в начальной школе.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР посредством дидактической игры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тамара Снегирёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование сенсорных эталонов у детей с ТНР посредством дидактической игры»
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 14:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД