Папки-передвижки

Педагогический опыт «Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края»

Светлана Кижваткина
Педагогический опыт «Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края»

Представление педагогического опыта воспитателя

МДОУ «Детский сад №66»

Кижваткиной Светланы Васильевны

«Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Публикация «Педагогический опыт „Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края“» размещена в разделах

Красивая правильная речь, богатство словарного запаса – неотъемлемые составляющие интеллигентной, образованной, уверенной в себе личности. Однако, речь современного человека отнюдь не совершенна и, к сожалению, чаще засорена и скудна. Сознательный человек совершенствует свою речь на протяжении всей жизни. Тем не менее, основы закладываются на ранних этапах развития личности – в период дошкольного детства.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, поскольку формирование лексического запаса оказывает влияние на развитие познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Сформированная на достаточном уровне лексическая система языка (определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова) существенно влияет на успешность освоения программы как детского сада, так и школы в будущем.

Таким образом, актуальность определяется тем, что проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в образовании дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.

В целях успешного расширения словаря детей, я начала работу над темой «Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края». Ведь природа Мордовского края прекрасна и разнообразна, она привлекает детей, развивает их любознательность, вызывает в них массу радостных эмоций и желание поделиться этими эмоциями с окружающими.

Цель: выявление и обоснование педагогических условий, при которых ознакомление детей с природой родного края может обеспечить развитие словаря.

Объект исследования: словарь детей дошкольного возраста.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В условиях модернизации российской системы дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение ее нового, современного качества. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы педагогом были созданы оптимальные условия для развития речи и обогащения словаря дошкольников в ДОУ : создание предметно-развивающей среды, фонда методических и наглядно-иллюстрационных материалов. А не привлечь к столь важному процессу Природу - было бы непростительной ошибкой.

Педагогическая идея – овладение детьми речью как средством общения и культуры, при ознакомлении с природой в различных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

Это обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

Подбор методов и способов развития речи.

Использование разнообразных форм.

Теоретическая база опыта.

В своей работе я использую программу «Детство», региональную модель «Мы в Мордовии живем», федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, «Программу по развитию речи дошкольного возраста» О. С. Ушаковой.

Работа над словом – исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ю. С. Ляховской, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной и других авторов. Изучая и анализируя их работы можно сделать вывод – нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.

Технология опыта. Система педагогических действий, содержание, приемы, методы обучения и воспитания.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой, поэтому с самых ранних этапов развития ребенка стараюсь вводить малышей во все многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всем его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приемов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление стараюсь в своей работе широко использовать следующие:

- наглядно-выставочный материал (игрушки, картины, натуральные предметы).

- специально организованные ситуации.

- игры, которые способствуют повышению внимания, интереса, речевой активности.

Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения например: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Мамы и малыши», «Кому нужны эти предметы?» и другие. Для речевого развития также очень полезны игры, в ходе которых ребенок может больше подобрать признаки к предмету, например «Из чего сделан?», «Угадай на вкус» и другие. Словесные игры «Съедобное – несъедобное», «Кто как кричит?», «Скажи наоборот» развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком и водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый нет; где быстрее произрастет зернышко – в земле или песке, каким вещам вода полезна, а каким нет. Все эти вопросы заставляют детей думать, анализировать и делать выводы. Такой вид игр можно отнести к экспериментированию. Также в образовательный процесс я включаю дидактические игры: «С какого дерева ветка», «Помоги малышу найти свою маму», «Где чей домик», «Кто что ест» и другие, которые помогают знакомить детей с животными и птицами, их средой обитания, повадками, а также с явлениями природы.

Анализ результативности.

Для большей эффективности процесса развития словаря детей я привлекаю к сотрудничеству их родителей. С целью повышения педагогической грамотности родителей в области развития речи, а также обогащения словаря, я подготавливаю для них информацию – консультации, памятки, рекомендации, провожу анкетирование по данной теме.

Мой опыт показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, драматизации, использованные при ознакомлении с природой также способствуют развитию речи и обогащению словаря детей. В процессе игры вопросы, задаваемые ребенку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Трудности и проблемы использования данного опыта.

Ребенок – это маленький исследователь, познающий окружающую действительность путем непосредственного общения с природой. Он не всегда готов поверить взрослому, получив тот или иной ответ на волнующий его вопрос. Чаще ребенку важно на собственном опыте разобраться в сущности заинтересовавшего его предмета или явления. Для этого он наблюдает и экспериментирует. В процессе этой работы у дошкольника активизируются мышление, воображение, внимание, память, развиваются творческие способности, речь, воспитываются самостоятельность, инициативность. Ребенок учится сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные выводы. Иными словами развивается познавательная и речевая активность, а значит – закладывается основа успешного существования в социуме.

Так же работа над обогащением словарного запаса должна основываться на сенсорном опыте детей. Наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики также способствуют развитию речи, поэтому большое внимание я стараюсь уделить пальчиковым играм, использую упражнения и игры для развития мелкой моторики (шнурочки, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур и другие).

Огромное значение в развитии словаря детей придаю чтению художественных произведений, причем как поэзии, так и прозе. На отдельную ступень можно выделить сказки, а также малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, заклички и т. д.). Работа по сказке имеет свое продолжение в театрализации, где детям доставляет огромное удовольствие проявить себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать о конкретных сказочных героях.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том как растут и развиваются растения, какие условия нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят о том, что благодаря целенаправленной работе совершенствовалась речь детей и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес. Опыт работы показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение, а так же именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и стремление к успеху.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический опыт «Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Кижваткина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие словаря детей в процессе ознакомления их с природой родного края»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД