Лучший педагог года

Педагогический опыт «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Гульшат Балдина
Педагогический опыт «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Содержание:

I. Актуальность …

II. Обоснование авторской темы

III. Технологическое описание опыта …

IV. Новизна и результативность ….

V. Список литературы …

«Первый воспитатель – это народ,

а народные сказки – первые и блестящие попытки

создания народной педагогики»

К. Д. Ушинский

Актуальность.

Публикация «Педагогический опыт „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда при-вычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влия-ние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…

На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие поня-тия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.

Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в ис-тинность всего, чему учат, что говорят.

В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и соци-альной окружающей действительности.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учре-ждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения Рос-сии, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравствен-ного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.

В п. 5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокуль-турных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы раз-вития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.

И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, де-лая как можно больше добра».

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец, В. В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И. И. Подласый, И. К. Решетень и др.

Так что же такое духовно-нравственное воспитание?

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отноше-ния к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств лич-ности очень важна.

Обоснование авторской идеи.

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духов-но-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоана-лизу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возмож-ность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.

Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.

Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда по-беждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.

Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление по-мочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.

«Сказка, писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопережи-вать.

Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.

После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою пе-сенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчи-вость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.

Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать воз-можность понять друг друга.

Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.

Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказке народной и авторской.

Технологическое описание опыта :

Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.

Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные ка-чества посредством восприятия сказки.

Задачи:

- Развивать у детей интерес к сказкам.

- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через воспри-ятие сказки.

- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступ-ков и их необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных ге-роев, давать оценку поведению своему и других.

- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании се-годняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Работа по данной теме началась со II младшей группы. В начале прошлого года была проведена первичная диагностика для того, чтобы выявить уровень компетентности детей по нравственному воспитанию (Приложение1). У 65% воспитанников был выявлен низкий уровень, 35% - средний.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определила необходимость поиска средств и методов работы в данном направлении.

Начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей воз-расту детей, так и методической, поиск и изготовление дидактического матери-ала. Сформировав методический банк и наметив план, приступила к работе.

Работа осуществлялась в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

В каждом направлении мною были подобраны формы, методы и приёмы реа-лизации задач.

Работа с детьми:

Работа с детьми предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспи-тателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является при-мером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Рас-крась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепоч-ка».

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе бесе-ды воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимули-рует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей прояв-лять заботу о людях, быть внимательными, чуткими (Приложение 2).

Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю новые приёмы. Это помогает раз-витию интереса детей к народной и авторской сказке.

Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок : одни – добрые и весё-лые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номе-ра, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети пока-зывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.

Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)

Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) ис-пользую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая во-просы нравственно воспитания.

Мнемотаблицы для пересказа произведений, игры «Квадрат Воскобовича», схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геомет-рический конструктор, магнитную мозаику, блоки Дьениша.

Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)

В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

Проектная деятельность. Краткосрочный проект «По сказкам К. И Чуков-ского» проведённый в средней группе направлен на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков. Итоговым продуктом проекта стало оформление альбома рисунков «Любимый герой сказок К. И Чуковского» (При-ложение 3)

В использовании инновационных методов ознакомления детей со сказкой просматривается новизна опыта.

Решение задач по нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

- при организации самостоятельной детской деятельности.

Разработанный перспективный план по нравственному воспитанию по меся-цам, который включает как непосредственно-организованную деятельность, так и режимные моменты выстроен так, чтобы не мешать в решении других задач. (Приложение 4)

Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности, прописанные в циклограмме:

- Хороводные игры (Приложение 5) облегчают процесс адаптации: располага-ют детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, со-трудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.

- Подвижные игры использую не только для решения прямых задач физиче-ского воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках. Активные действия в игре по-могают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребё-нок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость уси-ливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка-Ежка», «Два мороза» и др.) (Приложение 6)

- Сюжетно-ролевые игры. Ценность их как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отно-шения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляют-ся достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего обще-ства («Семья», «День рождения», «Больница», «Зоопарк», и т. д.)

Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда : имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, по-думать и отдохнуть; «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, тене-вым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в до-ступном для детей месте.

Я перехожу к следующему направлению моей работы.

Работа с родителями:

Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по нравственному воспитанию. Я использовала как традиционные, так и инноваци-онные формы работы.

- Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной те-ме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (анкета «Все мы любим сказки») (Приложение 7).

- Клуб «В гостях у сказки» действует со средней группы. Работа клуба способ-ствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по нравственному воспитанию. Разработан план работы на год (Приложение 8).

- Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и по-этому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержа-ние. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как и для чего читать детям сказ-ки» помогают просветить родителей в вопросах нравственного воспитания и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу (Приложение 9).

- Успешной формой работы стало использование игротеки. Предлагая родите-лям поиграть вместе с детьми в условиях детского сада, показываю и рассказы-ваю, как можно в домашних условиях изготовить игровые пособия, как можно из подручного материала создать новую игрушку. Игротека помогает родите-лям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные иг-ры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия. (Приложе-ние10).

- День открытых дверей. Традиционно проводится в октябре и марте. Родите-ли могут посетить любой режимный момент или НОД. Такая форма работы способствует формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, а демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы с детьми, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.

- Выставки рисунков по изученным сказкам. Например, : «Мой любимый ска-зочный герой» по сказкам К. И Чуковского

С педагогами :

Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Сказка - как средство ду-ховно-нравственного воспитания дошкольников». (Приложение11)

Для педагогов были подготовлены :

- консультации «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольни-ков»

Приняла участие:

- в семинаре-практикуме «Нравственное воспитание дошкольников»

- в учрежденческом конкурсе педагогического мастерства, стала победителем.

Результативность.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные резуль-таты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализи-рованную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В ходе целенаправленного и системного использования произведений ху-дожественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках лю-дей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное раз-витие дошкольников.

В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошколь-ного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при озна-комлении и работе со сказкой.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта дошкольного образова-ния".

2. Йерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г

3. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

4. Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»

5. Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возрас-та»

6. Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»

7. Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

8. Пахомова О. Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16

10. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников по-средством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический опыт «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гульшат Балдина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический опыт «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2023 в 15:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД