Лучший педагог года

Опыт работы педагога-психолога

Татьяна Наумова
Опыт работы педагога-психолога

Опыт работы педагога-психолога

Актуальность.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста является важной составляющей их общего физического и эмоционального развития. В этот период жизни формируются основы психических процессов, а также устанавливаются ключевые социальные навыки и отношения. Понимание и поддержка психологического благополучия детей становится неотъемлемой задачей для родителей, педагогов и всего общества.

Публикация «Опыт работы педагога-психолога» размещена в разделах

Проблема психологического здоровья дошкольников является одной из центральной в работах по детской практической психологии. Конечно, психическое здоровье детей дошкольного возраста, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми.

В современном мире все больше внимания уделяется проблемам психологического здоровья детей дошкольного возраста. И это не случайно – наличие хорошего психологического состояния у ребенка способствует его успешному адаптированию к школьной жизни, формированию самоуважения и навыков социального взаимодействия. Однако, не всегда родители и педагоги обращают должное внимание на эту проблему или полностью осознают ее значение.

В теории и практике дошкольного воспитания часто можно встретить термин «эмоциональное благополучие», содержание которого ни так уже значимо, чем содержание термина «психологическое здоровье». Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, «эмоциональное благополучие» определяется как «устойчивое эмоционально -положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных».

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания целостной системы психологического сопровождения ребенка в условиях детского сада. Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся должна быть комплексной. Таким образом, необходимо проводить работу как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогами дошкольной образовательной организации.

Основная идея.

Основной идеей моего педагогического опыта была разработка эффективной модели психологического сопровождения детей дошкольного возраста. Правильное развитие психологических функций важно не только для успешной адаптации к школьной жизни, но и для общего благополучия ребенка. Он должен быть способным справляться с эмоциональными стрессами, конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также устанавливать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми.

Опасность неблагоприятного психологического состояния ребенка заключается в том, что это может стать причиной различных проблем в его поведении и развитии. Дети, страдающие от психологических проблем в дошкольном возрасте, имеют больше шансов столкнуться с трудностями в учебе, социальной адаптации и формировании здоровых отношений в будущем.

Я считаю, что обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно только с помощью реализации психологической поддержки детей, создания целостной системы психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Анализ результатов проведенных обследований семей, обучающихся в ДОО, позволяет сделать вывод, что в оказании помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько и их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско -родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Это определило мой поиск новых подходов и методов в работе с семьёй. Семья является основной средой, где ребенок проводит большую часть времени, и ее состояние может оказывать существенное влияние на его психологическое развитие. Наличие поддерживающего и любящего окружения способствует формированию у ребенка положительной самооценки и уверенности в своих силах.

Мною были поставлены следующие задачи:

-изучить уровень психологической безопасности образовательной среды ДОО;

-познакомить педагогов ДОО с основами научных трудов о факторах, которые нарушают и ухудшают психологическое здоровье участников образовательного процесса в современных условиях;

-разработать и апробировать технологию работы с родителями (законными представителями) воспитанников по сохранению и укреплению психологического здоровья и оптимизации детско -родительских отношений;

-подобрать наиболее эффективные методы работы с педагогическим коллективом по сохранению психологического здоровья;

-оценить при помощи мониторинга эффективность выбранных мной методов и технологий работы.

Теоретическая база.

Теоретическая база "психологического здоровья" дошкольников представляет собой «комплекс понятий, теорий и методик, направленных на изучение и поддержку психического благополучия детей этого возраста».

В исследованиях, посвященных психологическому здоровью дошкольников, авторы из разных научных областей активно вносят свой вклад. Один из таких авторов - Эрик Эриксон, американский психоаналитик и психолог развития. В своей теории он выделяет особую стадию развития - "инициативность против чувства вины", которая характеризуется формированием самостоятельности и уверенности в себе у детей дошкольного возраста.

Другим значительным автором является Ури Бронфенбреннер, американский психолог и социолог. Он предложил экологическую системную модель развития ребенка, которая включает макро-, мезо-, экзо- и микросистемы. Такое подход к изучению психологического здоровья помогает учитывать, как факторы семьи и образования, так и широкий социальный контекст, в котором живут дети.

Еще одним из авторов, которые оказали значительное влияние на тему психологического здоровья дошкольников, является Лев Выготский. Он разработал теорию формирования психических функций у детей, включая игру как инструмент развития и социального взаимодействия.

Методологические основы психологического здоровья детей являются важным компонентом в понимании и изучении этой проблемы. Они определяют подходы, методы и инструменты, которые используются для анализа и оценки психического состояния дошкольников.

Одной из основных методологических основ является системный подход. Он предполагает рассмотрение психологического здоровья детей как сложной системы, включающей взаимосвязанные факторы: биологические, социальные и психологические. Этот подход помогает учитывать все аспекты развития ребенка и выявлять причины возникновения проблем с его психикой.

Еще одной методологической основой является дифференцированный подход. Он предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при изучении его психологического здоровья. Такой подход помогает определить специфические потребности каждого ребенка и разработать индивидуальную программу работы с ним.

Новизна.

В последние годы все больше внимания уделяется психологическому здоровью детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на это, тема остается относительно новой и еще представляет интерес для изучения. Идея психологического здоровья детей дошкольного возраста заключается в том, что необходимо обращать внимание не только на физическое здоровье ребенка, но и на его эмоциональное и психологическое состояние.

Один из ключевых аспектов новизны этой идеи заключается в осознании того, что дети дошкольного возраста также могут испытывать различные эмоции и проблемы, которые могут повлиять на их общее благополучие.

Новизна данного опыта заключается в создании особых условий для самореализации детей, которая актуализируется через систему работы по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, эмоционального состояния детей, формированию у них позитивной «Я -концепции». Данная работа включает в себя арт-, игро-, сказкотерапию, создание «ситуаций успеха» в различных видах деятельности (преимущественно игровой) и др. Кроме того, взаимодействие с другими детьми и окружающей средой также является значимым фактором для психологического здоровья дошкольников. Участие в коллективных играх и активностях помогает развивать социальные навыки, умение работать в команде и адаптироваться к новым условиям.

Недостаточное количество времени на свежем воздухе или нерегулярные посещения природных мест также могут оказывать отрицательное влияние на психологическое здоровье детей дошкольного возраста. Проведение времени на природе способствует уменьшению стресса и повышению настроения у детей.

Все это способствует гуманизации воспитательно-образовательного процесса и укреплению психологического здоровья детей.

Кроме того, новизна этой идеи заключается в акцентировании внимания на раннем возрасте. Именно в период дошкольного детства формируются основные личностные черты ребенка, а также его поведение и отношение к окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте особенно важно обеспечить психологическое благополучие ребенка.

Технология опыта.

Технологии работы с воспитанниками.

Основными педагогическими формами и методами укрепления и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста являются:

• проведение специально разработанных психологических занятий с детьми: «Мир эмоций», «Хочу дружить», «Кто Я», «Я и моя семья», «В мире отношений» и др. ;

упражнения: «Добрые друзья», «Что плохо, а что хорошо», «Моё настроение», «Шар желаний» и др. ;

психологические игры: «Рассерженные мячики», «Подушка

злости», «Коврик для злюки» и др. ;

этюды: «Лисичка ласковая», «Я в гневе», «Покажи свое настроение»

и др. ;

решение проблемно-практических ситуаций: «Добрые слова», «Ласковый взгляд», «Помоги другу»;

элементы арт-терапии: «Нарисуй настроение», «Моя мечта», «Любимая игрушка»

сказкотерапия: «Моя любимая семья», «Разноцветная поляна» и др. ;

игры-драматизации: «Бабочка и волшебный цветок», «Полянка», «В гости к нам пришел волчонок»;

подвижные игры: «Шнурок», «Высокий замок», «Шустрый лисенок» и др. ;

чтение и анализ сказок: «Сказка о зайчонке, с которым никто не хотел дружить», «Сказка о мышонке», «Сказка про смелого Эльфа» и др. ;

беседы: «Моё настроение», «Почему я грущу», «Все эмоции нужны, все эмоции важны»

В своей практической работе мной были выделены следующие направления работы по психологическому сопровождению ребят:

1. Обогащение эмоциональной сферы дошкольника положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка, подавленность).

4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

Важно понимать, что психологическое здоровье формируется ещё на протяжении этого раннего периода жизни и требует особой внимательности и поддержки.

Технологии работы с родителями.

Один из главных факторов, определяющих психологическое здоровье детей дошкольного возраста, - это родительская поддержка. Родители являются первыми и главными учителями для своих детей, они создают основу для развития их самооценки, уверенности в себе и социальных навыков. Наличие любящего окружения, положительной обратной связи от родителей помогает детям чувствовать себя защищенными и уверенными.

В своей работе я применяла наиболее эффективные формы и методы работы с родителями :

общие и групповые родительские собрания: «Стили семейного воспитания», «Эмоциональное благополучие ребенка» и др. ;

консультации: «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей», «Счастливый ребенок», «Наши эмоции и как они влияют на наших детей» и др. ;

мастер-классы: «Дружба – это важно», «Тепло моей семьи»;

• выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями: «Лучший день», «Мы мечтаем»;

анкетирование родителей: «Какой я родитель?», «Что меня беспокоит»;

• семинар-практикум «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями стало проведение акции «Азбука настроений». В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои собственные чувства, формировали и развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

Технологии работы с педагогическим коллективом.

Важно создать эффективные методы работы психолога с педагогами для обеспечения полноценного развития и успешной адаптации всех воспитанников.

Один из ключевых инструментов, используемых мною в работе с педагогами, - это технологии построения здоровых отношений в коллективе. Они помогают создать благоприятную обстановку для всестороннего развития каждого ребенка. Такие технологии способствуют формированию у педагогов навыков эмоциональной компетентности, что является основой для успешного взаимодействия со своими подопечными.

В работе с педагогами так же мною использовались активные методы работы :

беседы: «Терапевтические сказки – что это?», «Психоэмоциональное здоровье дошкольника» и др. ;

– семинар -практикум «Счастливый ребенок»;

– тренинг «Эмоциональное выгорание педагога : как избежать»;

консультации: «Капризы, упрямство», «Театрализация - помощница в укреплении психического здоровья дошкольников», «Тревожный ребенок», «Страхи в домиках» и др. ;

лекторий: «Роль ДОО в сохранении психологического здоровья воспитанников».

Результативность опыта.

Сохранение психологического здоровья воспитанников детского сада предполагает создание благоприятной и безопасной среды, где дети могут выражать свои эмоции, развиваться и общаться со сверстниками. Взрослые должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для эмоциональной поддержки детей и решения конфликтных ситуаций.

В ходе итоговых диагностик уровень негативных эмоциональных состояний дошкольников значительно снизился. Ребята коррекционной группы показали изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и со взрослыми. Они стали более самостоятельными, активными, решительными, уверенными, менее боязливыми. Пока они все еще ориентированы на реакцию окружающих, но теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.

Результаты работы по психологическому здоровью дошкольников позволяют сделать вывод о важности и эффективности данного направления в развитии детей. В ходе проведенных обследований было выявлено, что систематическая работа над психологическим здоровьем помогает ребенку лучше адаптироваться в обществе, развивать свои эмоциональные, когнитивные и социальные навыки. Проведенные в течения года мониторинги доказывают это.

Одним из результатов работы является улучшение самосознания и самооценки у дошкольников. Проведение мной специальных практических занятий («Я и мои эмоции», «Я всё смогу!», «Вместе веселей», «Цветное настроение», направленных на развитие положительного отношения к себе и своим достижениям, помогает детям осознать свою уникальность и ценность. Еще одним значимым результатом является повышение эмоциональной стабильности у детей. Работа над распознаванием и регулированием своих эмоций позволяет дошкольникам более успешно справляться со стрессом, конфликтами и проблемами (открытое занятие «Что такое счастье?», работа в рамках проекта «Сеансы здоровья»).

Кроме того, проведение мной занятий -театрализаций по развитию социальных навыков позволяет детям улучшить свою коммуникативную компетенцию, научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми и строить позитивные отношения. («Магазин», «Экскурсия», «Моя семья», «Осторожно, улица!», «Мои друзья»).

По словам родителей (законных представителей) и воспитателей, у детей повысилась самооценка, появилось чувство, «что нет неразрешимых задач», отмечается появившееся уважение к чувствам ребенка, принятие его личного пространства и границ.

Опрос педагогов ДОО показал, что у многих родителей повысилась активность: вовлеченность в детские праздники, родительских комитетах, организации выставок, участие в различных творческих конкурсах и мероприятиях совместно с детьми.

К несомненным достижениям следует отнести, что все приобретенные родителями, педагогами и детьми навыки, умения и способы взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь.

Позитивные изменения – это результат совместной деятельности всего педагогического коллектива, полученный во взаимодействии с родителями обучающихся и другими социальными участниками. Я считаю, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто новомодная тенденция сегодня или очередное педагогическое новшество. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

Итак, подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью говорить о том, что взрослые способны самостоятельно создать приемлемые условия для полноценного развития личности ребенка. Основа такого развития - психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Однако, основной сложностью моей работы по применению данного опыта, является не только предоставление профессиональной помощи детям, но и непрерывное обновление своих знаний и компетенций для эффективного выполнения своей миссии.

Сегодня сталкиваюсь со всё более сложными проблемами детской психологии: от нарушений адаптации до расстройств поведения. Я должна быть готова к работе с каждым ребенком индивидуально, учитывая его потребности и особенности развития. Это требует постоянного изучения новых методик и подходов в психологии, а также углубленных знаний о возрастных особенностях детского развития. Кроме того, я - педагог -психолог должна быть компетентным в области диагностики и проведения психологической коррекции, чтобы эффективно помочь каждому ребенку в его индивидуальном процессе развития.

Одной из основных сложностей моей работы как педагога -психолога по обеспечению психологического здоровья воспитанников дошкольного возраста является трудность в использовании опыта работы. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные потребности и особенности, поэтому не всегда можно применить уже существующие методики и подходы.

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста требует от меня глубокого понимания этапов психического развития, а также умения адаптировать свой опыт к конкретным потребностям каждого ребенка. Некоторые методики могут быть неэффективными или даже вредными для некоторых детей, поэтому необходимо постоянно анализировать результаты своей работы и корректировать подходы.

Еще одной трудностью является то, что работа с детьми требует постоянного обновления знаний и навыков. Педагог -психолог должен быть в курсе последних научных достижений в области психологии, а также иметь практические навыки работы с детьми. Это требует постоянного самообразования и профессионального развития.

Также стоит отметить, что работа с детьми требует высокой эмоциональной устойчивости и терпения.

Перспективы применения опыта работы по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста являются одной из наиболее актуальных тем в научном и практическом сообществе. Множество исследований подтверждают эффективность различных методик и программ по предотвращению различных расстройств психики у детей в этом возрасте. Ответственность за сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста лежит на плечах как родителей, так и педагогов, а также других специалистов, работающих с детьми.

Подводя итоги своего практического опыта по теме «Условия сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста», я убедилась в том, что те методы и принципы, которые были выбраны для достижения необходимого результата, оправдали ожидания; поставленные задачи решены, цели достигнуты.

По данной теме наработан значительный методический материал. Он представляет собой набор рекомендаций и практических заданий, которые помогут воспитателям и родителям создать благоприятную психологическую среду для развития ребенка (памятки -буклеты «Типы темпераментов», «Мой застенчивый ребенок», «Детская ложь и её истоки», «Агрессивный ребенок», «Всё о гиперактивности», «Можно и нельзя», «Капризы. Упрямство», «Мама, я боюсь!», папки -передвижки «Безопасность на улице», «Почему ребенок не слушается?», «По дороге в детский сад», картотеки игр «Я всё смогу!», «Путешествие по сказкам»).

В методическом материале учитываются основные факторы, влияющие на психологическое здоровье детей: эмоциональная обстановка в семье, качество коммуникации между взрослыми и ребенком, игровая активность и многое другое. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Методический материал содержит различные техники и упражнения, направленные на развитие эмоциональной интеллектуальности детей. Это игры -тренинги по распознаванию эмоций и задания на развитие самосознания («Моё настроение», «Мир эмоций», «Я всё смогу!», «Мы вместе!»).

Также методический материал включает информацию о том, как помочь ребенку справляться с негативными эмоциями и стрессом. Важно научить детей умению расслабляться и контролировать свои эмоции. Это настольные игры «Помогаторы», «Страна Воображалия», онлайн -игра «Я и ты», терапевтические сказки для профилактики детских страхов, агрессии, тревожности.

Предметно -пространственная среда играет важную роль в сохранении психологического здоровья детей дошкольного возраста. Она служит основой для развития физических, когнитивных и эмоциональных навыков у детей. Мною создано безопасное и стимулирующее окружение, которое способствует полноценному развитию каждого ребенка.

Одной из перспектив применения данного опыта работы по сохранению психологического здоровья детей является организация пространства для активной игры. Для этого предусмотрены различные игровые зоны, где дети могут свободно двигаться и использовать свои творческие способности. Наличие разнообразных игрушек и материалов помогает развивать у детей фантазию, социальные навыки и координацию движений.

Еще одной перспективой является организация комфортной обстановки в группе. Важно обеспечить достаточное количество свежего воздуха, естественного освещения и правильную температуру в помещении. Также созданы уютные и функциональные зоны для отдыха, уединения, чтения и рисования.

Опыт работы по данной теме обобщался и представлялся на методических объединениях педагогов - психологов Рузаевского муниципального района: «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (с ОВЗ) с использованием нейропсихологических игр и упражнений» (25.02.2021, «Использование метода «Мнемотехника» с детьми старшего дошкольного возраста» презентация из опыта работы (09.02.2022, образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Что такое счастье?» (26.09.2023).

Представила свой опыт работы в интернет -проекте «Копилка знаний», опубликовав свой авторский материал «В помощь воспитателю. Картотека релаксационных упражнений» (свидетельство от 04.11.2022, представила методический материал «Агрессивный ребенок» на портале Арт -Талант (свидетельство от 20.04.2023).

Результатом оценки качества реализации своего опыта работы считаю участие в конкурсах: Международный творческий конкурс «Престиж» (Диплом куратора от 04.03.2023, Международная викторина для педагогов «Психология дошкольного возраста» (Диплом лауреата III степени от 08.05.2023, Всероссийский профессиональный педагогический конкурс проводившейся с 18.08.2023 по 19.09.2023 в номинации «Консультация педагога -психолога» (Диплом I место от 20.09.2023, Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Психолог. Высшая квалификация 2023» (Сертификат участника от 01.11.2023).

Публиковалась на ресурсе информационно -образовательного портала профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России» с авторским материалом «Возрастная и ситуационная агрессия» (20.09.2023, опубликовала методическую разработку на Международном просветительском портале «ФГОС онлайн» «Занятие педагога -психолога с элементами релаксации в ДОО» (02.11.2023).

Свой педагогический опыт в данном направлении транслирую в педагогическом сообществе на уровне дошкольной образовательной организации, на муниципальном и на республиканском уровне. Периодически выкладываю методические разработки на своих персональных сайтах в социальной сети работников образования : на международном образовательном портале Maam.ru, а также на официальном сайте структурного подразделения «Детский сад № 7 комбинированного вида МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. / М. :ТЦ Сфера, 2011г.

2. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. Избранные труды по психологии личности. Т. 2. Объективное изучение личности /Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб., 2009. 3. Детская практическая психология/ под ред. Т. Д. Марциновской/ / М: Гардарика, 2013г.

3. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2013. - 256 с. 3.

4. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003, 79 с. 2.

5. Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2012. - №5 – 6. – С. 23 – 294.

6. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. - М. : Генезис, 2014. -175 с. 8. Урунтаева Г. А. «Практикум по детской психологии», Москва. «Просвещение». «Владос», 2015г.

7. Щипицина Л. М. "Азбука общения". СП-б. : "Детство-пресс", 2003 г.

Публикации по теме:

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы педагога-психолога
Опубликовано: 15 января 2024 в 14:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Наумова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД