Получи документы

Педагогические условия развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Юлия Зубченко
Педагогические условия развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Экспериментирование уже не одно десятилетие является одним из ведущих методов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста и имеет свои особенности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного (ФГОС ДО) образования предполагается создание условий для развития познавательной, исследовательской активности средствами экспериментальной деятельности детей (65).

Публикация «Педагогические условия развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования» размещена в разделах

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования будет эффективным, при реализации следующих педагогических условий :

- обеспечить детям проявление субъектной позиции в процессе экспериментирования (видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать свои идей, проявлять самостоятельность на этапах экспериментирования);

- инициировать исследовательское поведение;

- использовать возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации.

Важность первого педагогического условия - обеспечить детям проявление субъектной позиции в процессе экспериментирования, подтверждается рядом исследований.

Под субъектной позицией мы будем понимать способность ребенка к освоению действительности, в рамках которой он выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, активно действующий участник образовательного процесса с устойчивой внутренней мотивацией, способный осознанно планировать и регулировать свои действия.

Н. Н. Поддьяков под детским экспериментированием понимает сложный, многогранный процесс, включающий в себя наблюдение за живой и неживой природой, проведение ребенком опытов и экспериментов, где дошкольник овладевает исследовательской активностью от постановки проблемы исследования к выдвижению гипотезы и ее проверки опытным путем (53).

О. В. Киреева утверждает, что экспериментирование способствует расширению кругозора у детей дошкольного возраста, обогащению опыта в самостоятельной познавательной деятельности средствами включения в деятельность исследовательской активности (30).

И. Н. Быкова, А. В. Гилеевав своих публикациях подтверждают, что экспериментирование обладает эффективным методом познания закономерностей и особенностей окружающего мира, направлено на развитие исследовательской активности, исследовательских умений, исследовательского поиска (7; 12).

А. И. Иванова отмечает, что в процессе детского экспериментирования дети не просто усваивают знания, которые презентует педагог. Они являются активными участниками данного процесса, внося в его содержание приобретенный ранее опыт, который взаимодействуя с новыми знаниями, обуславливает усвоение новых, незнакомых догадок и предположений, активируя тем самым исследовательскую активность (24).

Рассмотрим более подробно специфику организации детского экспериментирования в дошкольной образовательной организации.

Л. В. Рыжова в своих исследованиях представляет следующую структуру организации детского эксперимента :

1. Началом подготовки детей к экспериментированию считается предшествующая работа, в которую входит знакомство с объектами и явлениями, их свойствами, качествами, значением.

2. Выбор объекта, оборудования, материалов для проведения эксперимента. Составление плана действий.

3. Создание ситуации для мотивации детей к участию в эксперименте.

4. Четкая постановка и формулировка цели эксперимента, познавательных задач.

5. Проведение анализ состояния объекта. Определение проблемы.

6. Обсуждение вероятности прогноза.

7. Проведение инструктажа по технике безопасности (норм и правил поведения в процессе эксперимента).

8. Организация и проведение эксперимента : процесс объяснения, процесс показа, процесс сенсорного обследования, рассматривания экспериментального материала. При длительно эксперименте распределяется обязанности между детьми по специфики выполняемых поручений: деятельностные поручения (выполнение практической функции, аналитические поручения (наблюдательная функция, диагностические поручения (фиксация результатов опыта).

9. Слежение и фиксация результатов длительного протекания опыта через рисунки, схемы, таблицы, диаграммы.

10. Завершение эксперимента : обсуждение результатов эксперимента, установление причинно-следственных явлений, формулировка выводов, подведение итогов, оценка исследовательской активности детей.

11. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).

12. Презентация экспериментальной деятельности (выставка, досуг, развлечение и т. п.) (56).

Выделяют следующие виды детского экспериментирования :

1. По характеру познавательной деятельности:

- иллюстративное (результат опыта известен и подтверждается знакомыми фактами);

- поисковое (результат опыта не известен и его нужно получить в процессе экспериментирования);

2. По месту в образовательном цикле (первичное, повторное, заключительное, итоговое);

3. По характеру мыслительных операций:

- констатирующее (наблюдение объекта вне связи с другими объектами);

• сравнительное (наблюдение изменение свойств (качеств) объекта во время какого-либо процесса);

• обобщающее (определение закономерностей какого-либо процесса).

4. По способу применения (демонстрационное, фронтальное) (55).

Для реализации второго педагогического условия – инициировать исследовательское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования рассмотрим актуальные и апробированные на современном этапе дошкольного образования методы и приемы.

Исследовательское поведение дошкольника - это поведение, направленное на поиск новой информации, источник получения представлений о мире.

Среди актуальных методов и приемов, используемых в экспериментировании, выделяют: наблюдение, словесные методы, элементарные опыты, моделирование, игровые методы и др.

Наблюдение является одним из основных методов, используемых в экспериментировании. В зависимости от познавательных задач, наблюдения бывают: распознающего характера, направленное на усвоение знаний о свойствах и качествах предметов и явлений; наблюдение за процессами изменения и преобразования объекта или явления; репродуктивного характера, где по отдельным признакам устанавливается состояние объекта или явления. К словесным методам относятся: рассказ, эвристические беседы, чтение художественной литературы.

Элементарные опыты характеризуются определением способов преобразования предмета, явления, ситуации с целью определения скрытых свойств объектов и установления связей между ними, причин их изменения.

Моделирование направлено на создание моделей и их использования с целью формирования знаний о свойствах, отношениях, структуре, связях, зависимостях объектов и явлений. Например, демонстрация айсберга, вихря и т. д.

Игровой метод предусматривает в процессе экспериментирования применение вариативных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, пояснениями, вопросами, показом и т. д.

Рассматривая третье педагогическое условие - использовать возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации необходимо отметить, что основное содержание детского экспериментирования предполагает ознакомление детей с предметами, объектами и явлениями, человеком. В процессе экспериментирования с живой природой дети узнают характерные особенности сезонных явлений, многообразием живых организмов, знакомятся с миром растений. Узнают о свойствах неживой природы: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет. Знакомятся с природными явлениями: явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад и т. д. Узнают об агрегатных состояниях воды: вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п. Знакомятся с функционированием организма человека: зрением, дыханием, температурой тела и т. д.

Экспериментирование может быть организовано в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, на прогулках, тематических мероприятиях и других видах деятельности.

Одним их главных моментов организации детского экспериментирования является создание экологоразвивающей среды в дошкольной образовательной организации: групповой уголок экспериментатора, мини лаборатория, экологическая тропа и т. д. Экологоразвивающая среда стимулирует детей к проявлению исследовательской активности, дети испытываю положительные эмоции и ощущения важности в проделанной экспериментальной деятельности, получают видимые результаты о своей деятельности.

Рассмотрим специфику организации экологоразвивающей среды в дошкольной образовательной организации для экспериментирования детей.

Организация детского экспериментирования должно проходить в специально отведенном для этой деятельности месте (в группе - уголок, для лаборатории - помещение, на участке - специально выделенные пространства).

Для организации наблюдение, проведение опытов и экспериментов и т. д. отводятся специально организованные места: место для приборов и оборудования, место для выращивания растений, место для проведения опытов и экспериментов, для хранения материалов (природного, бросового, специально отведенное место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).

В помещениях для экспериментирования хранятся следующие приборы и оборудование: микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные, магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, песочные часы, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, губки, пипетки, пищевые красители, ножницы, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, емкости различного формата и др.

Заготавливаются различные материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, скорлупа и т. п.); бросовые (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т. п.); неструктурированные (песок, вода, опилки, опавшие листья и т. д.).

Оборудование и материалы специально оформляются и распределяются по разделам, например, «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло» и т. д. В месте, отведенном для экспериментирования располагают карточки-схемы проведения экспериментов с описанием хода проведения эксперимента. Вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.

При правильной организации экологоразвивающей среды в процессе экспериментирования у старших дошкольников развивается устойчивая привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, поэтому важную роль отводится педагогу, который взаимодействует с детьми в процессе проведения опытов. В старшем дошкольном возрасте постепенно, в зависимости от уровня владения умениями и навыками, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль педагога как умного друга и советчика возрастает. Воспитатель дает детям возможность проявить исследовательскую активность, он старается не давать своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты найдет самостоятельное решение проблемы. Если ребенок все же испытывает затруднения, педагог использует наводящие вопросы.

В старшем дошкольном возрасте, в процессе экспериментирования возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Данные задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении экспериментирования работа детей чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако, и это должен учитывать педагог, у старших дошкольников увеличивается объем памяти, развито внимание, поэтому можно пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. У старших дошкольников, уровень самостоятельности и инициативности повышается, развивается исследовательская активность и познавательное поведение. Поэтому в старшей группе постепенно начинают проводиться длительные эксперимента, в процессе которых дети устанавливают изменения, которые происходят, выделяют разницу и сходство, применяют приемы классификации, формулируют гипотезы и т. д.

Сложность проведения экспериментов со старшими дошкольниками значительно возрастает, повышается самостоятельность и исследовательская активность, поэтому существует необходимость больше внимания уделять соблюдению правил безопасности в процессе экспериментирования. Нужно учитывать, что в этом возрасте дети хорошо запоминают правила, инструкции, понимают их смысл, но из-за увлекательного интересного процесса экспериментальной деятельности и иногда бывают невнимательны и забывают об указаниях и могут получить травмы. Таким образом, предоставляя активность и самостоятельность, педагог должен следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Таким образом, развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования будет эффективным, при реализации следующих педагогических условий : обеспечение старших дошкольником условий для проявление субъектной позиции в процессе экспериментирования; инициировании исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования; полноценно использовать возможности экологоразвивающей среды дошкольной образовательной организации.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Опубликовано: 30 августа 2022 в 19:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зубченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД