Папки-передвижки

Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол (7 фото)

Наталья Самарина
Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол

Аппликация имеет характерные особенности: изображение предмета, сюжета создается с помощью ножниц, цветной бумаги, клея, кисти. Для этого требуется зрительный контроль, координация движения рук, умение владеть ножницами, последовательно выполнять ряд действий. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Публикация «Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол» размещена в разделах

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Аппликация (от латинского – накладывание) – это способ создания изображений из различных фигур, вырезанных из какоголибо материала и наклеенных на соответствующий фон.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме композиции. В аппликации можно использовать целый набор разноцветных лоскутов и бумаги, отдельные страницы из журналов, картон и любые другие подручные материалы, лишь бы они прочно приклеивались к плоской поверхности. Любой оказавшийся под рукой материал способен возбудить творческое воображение. Действительно, при виде кусочков прозрачной бумаги или целлофана, наклеенных на какую-нибудь поверхность и производящих определенный эффект, наша фантазия сразу начинает работать, подсказывая художественно выразительные образы.

Основным признаком аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность (т. е. передача предметной окраски почти однородным цветовым пятном, лишенным цветовых оттенков) больших цветовых пятен. Эта деятельность интересует детей своей результативностью, возможностью создавать силуэты из бумаги способом симметричного вырезывания, а также из целого листа. Иногда этот процесс называют «рисованием ножницами», так как без карандаша и кисти создаются образы животных, человека, сказочных персонажей.

На занятиях аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, формируются навыки культуры трудовой деятельности : планирование, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Также дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое эмоциональное отношение к предмету, персонажу. У дошкольников развивается чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира. Работа с разными материалами расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов.

У ребенка развиваются эстетические ощущения – чувство меры, вкуса, гармонии. Используя в работе кисть, ножницы, он формирует тончайшие движения пальцев, которые в будущем позволят увереннее держать в руке ручку или карандаш.

Осуществляя построение композиции в том или ином техническом решении, ребенок учится планировать деятельность.

На занятиях по аппликации дети овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала, с применением инструментов. Формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят в порядок рабочее место, планируют последовательность выполнения работы, после занятия убирают материалы и инструменты). Занятия аппликацией повышают самооценку ребенка, уверенность в своих силах и возможностях.

Использование цветной бумаги, подбор ее по фактуре, сочетанию оттенков расширяет представления детей о художественно-выразительных средствах этой деятельности. Не надо забывать о наглядности. Перед занятием аппликацией надо подбирать такой иллюстративный материал, на котором можно показать четкость силуэта, выразительность линии контура, красоту цветосочетаний.

Рассмотрим виды техники аппликации, доступные для детей старшего дошкольного возраста :

Плоская аппликация. Этот вид аппликации относится к наи простейшим, поэтому и первичных навыков он требует, самых начальных – умения выбирать бумагу нужного цвета для задуманной поделки и самых элементарных владений ножницами. Но и такую аппликацию можно выполнять по-разному, с каждым этапом делая ее все интереснее и изобретательнее.

Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол

Объемная аппликация. Это разновидность аппликации, созданная путем наклеивания мятой и крученой бумаги, изогнутых и сложенных гармошкой полосок, частично приклеенных элементов на подготовленный фон, все это создает эффект объемности, т. е. иллюзию подлинности передаваемого явления. Можно использовать различные материалы : бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Она сочетает в себе разные виды техники аппликации: обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и др. способами. Само занятие объемной аппликацией – это один из приемов мнемотехники, когда происходит эффективное запоминание информационного материала с последующим его воспроизведением.

Фото №1 Аппликация имеет характерные особенности изображение предмета сюжета создается с помощью ножниц цветной бумаги клея кисти

Бумажная пластика – ее можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: например, работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации. Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребенка.

Коллаж – это веселая и непредсказуемая техника. Согласно словарю, слово «коллаж» имеет два значения. По одному из них, оно означает «наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры». По второму значению – сами художественные произведения, выполненные в такой технике. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старые газеты, журналы, кусочки ткани, ленты, листочки деревьев. Чем необычнее материалы и используются нестандартные приемы, тем интереснее результаты. Коллаж помогает детям проявлять фантазию, терпение, развивает воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость, благотворно влияет на творческое мышление, а также на логическое, т. к. необходимо задействовать понятийную сторону при составлении единого сюжета.

Открытки. Это один из самых распространенных видов аппликации, ведь открытки так приятно дарить своим друзьям и близким в преддверии разных праздников. Ведь и само слово «открытка» означает «открытое письмо». Значит, помимо нарядной картинки на ней должны присутствовать и какие-то подписи, например, слова поздравления. Это может быть фигурная открытка: основа такой открытки – крупное изображение, как правило, какой-нибудь забавной зверушки. Открытка с окошечком: основа такой открытки – открытка-книжечка. Основное изображение делается на обычной передней странице книжечки. Но вместо одной какой-нибудь важной детали на этой странице вырезается окошко в форме этой детали. А само изображение детали наклеивается на второй странице так, чтобы она просвечивала в вырезанное окошечко. Открытка с подвеской: вырезанное главное изображение всей открытки приклеивается не к листку бумаги, а к специальной полоске, которая держит это изображение на весу.

Аппликация с вариантами. Эта аппликация интересна тем, что, вырезав несколько почти одинаковых фрагментов разных деталей, их можно перекладывать, создавая новые композиции.

Фото №2 Для этого требуется зрительный контроль координация движения рук умение владеть ножницами последовательно выполнять ряд действий

Аппликация-игрушка. Сделаны в объеме и используются в быту и для украшения праздника, подвесные поделки на лампу, окно. Жестяные банки от консервов превращаются в красивую карандашницу; из кальки и картона получаются таинственные витражи.

Фото №3 В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета ритма симметрии и на этой основе формируется художественный вкус

Аппликация из ткани. Эта аппликация интересна тем, что у ребенка есть возможность играть и работать с тканью разной фактуры и цвета. Роспись ткани, интересные абстрактные рисунки побуждают ребенка к проявлению творческого начала. На лист бумаги прекрасно приклеиваются кусочки ткани, особенно, если ткань тонкая и сделана из натуральных волокон – ситца, сатина. Из тканевых аппликаций удачно получаются разные варианты – изображения зверей, людей, растений и т. д. Но кусочки ткани можно приклеивать не только на бумажную основу, но также и на ткань. Получается аппликация на ткани.

Аппликация из конфетти и серпантина. Не каждому известно, что данный материал широко используется для выполнения из него разных видов аппликации – от простейших орнаментов до человеческих фигурок.

Фоновая аппликация. При занятии аппликацией важно привить детям навыки более сложной техники ее выполнения – наслоениями части основного поля или отдельных составных частей: сначала наклеиваются детали фона, а на них уже размещается основной рисунок.

Аппликация из природных материалов. Что такое природные материалы? Из самого названия становится ясно, что к таким материалам относится все то, что обильно преподносит нам сама природа. Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и все то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку: листья деревьев, хвоя, цветы, трава, солома, яичная скорлупа. Такие материалы мы можем отыскать даже дома. Семечки тыквы, дыни, яблока, зерна риса и пшена, имеющие разную форму, - все это тоже природные материалы. И все эти вещи вполне пригодны для того, чтобы из них мастерить отличные аппликации. При 32 этом в качестве фона можно также использовать не одну бумагу, а куски обоев и пенопластовую основу для потолка.

Фото №4 Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы

Флористика. Аппликация из цветов, листьев, травы. Этот вид аппликации вполне доступен детям старшего дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творческие способности, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Фото №5 Представляя ребятам бумагу разных цветов у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания

Аппликация из соломы. Они необычайно привлекательны – отливают золотом. С соломой работать приятно: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок можно использовать солому не только пшеницы, но и овса, риса. Солома бывает разных оттенков – тогда ее следует собирать в разное время года, на протяжении всего лета и осени. Также соломку можно окрашивать в различные цвета. Фон, на котором делается аппликация, должен быть темнее, чем основной цвет соломы. В этом случае светлые соломенные аппликации становятся более выразительными. Дети старшего дошкольного возраста довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы.

Аппликация из тополиного пуха. Такая аппликация напоминает гризайль (монохромная живопись в сером тоне). Замечательные тополиные пушинки – прекрасный материал для того, чтобы из него выполнить аппликацию. Несмотря на то, что аппликация будет выполняться из материала одного цвета, его можно изменять, меняя интенсивность толщины пуха. Кроме того, разные детали аппликации можно оттенить, направив ворсинки пуха в нужную сторону. Для выполнения такой аппликации потребуется черная бархатная бумага. Могут быть и другие темные тона бархатной бумаги. В зависимости от содержания аппликации пуху можно придать разнообразную форму: например, закатать прямыми движениями пальцев в жгутики. Жгутиками прокладывают тонкие линии. Иногда тополиный пух закатывают в шарики круговыми движениями пальцев. Из шариков делают зрачки глаз, нос, пуговки.

Техника декупаж. Декоративная техника декупаж (от франц. – вырезать) выполняется по ткани, посуде, мебели и заключается в вырезании изображений из различных материалов (кожи, ткани, бумаги и т. д., которые затем наклеиваются или прикрепляются каким-либо другим способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника кропотлива и требует от ребенка большого времени и терпения. Для дошкольников данный вид техники достаточно привлекателен, создавать картинки-украшения можно на любых предметах, как плоских, так и объемных. У детей развивается умение создавать в воображении образ на заданную тему, развивает творчество при работе нестандартными способами.

Фото №6 Публикация Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол размещена в разделах Конспекты занятий

Аппликация в народных мотивах. Выполнение аппликации в традициях русских народных промыслов – один из самых интересных, потому что существует довольно богатый и разнообразный выбор образцов, к которым можно обратиться в данном случае. Выполнение затейливых и прихотливых поделок в технике аппликации заранее кажется удовольствием. А какую радость получит юный мастер, когда его поделка окажется завершенной! Несмотря на то, что каждый промысел придерживается своих традиций – в выборе формы и сырья для изготовления, цветового колорита – все равно можно в каждую поделку внести долю своей изобретательности и воображения. Как правило, традиционные изделия от этого нисколько не страдают, наоборот, они приобретают своеобразие, присущее только изготовившему их мастеру умельцу.

В творчестве старших дошкольников используется также способ обрывной аппликации. Он дает возможность получить изображение из 34 небольших кусочков бумаги (по типу мозаики). Способом обрывной аппликации дети могут создать выразительный образ растения, животного, ромашки и т. д. Или, обрывая полоску бумаги, изобразить гребешки волн на поверхности моря. Благодаря этому способу силуэты приобретают живость, воздушность, выразительность.

Также можно детям показать другие новые способы создания образов :

-симметричное вырезывание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов;

- силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов;

-накладная аппликация для получения многоцветных образов;

-несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, елочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол);

- в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи).

Дошкольникам доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм – квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезание по контуру, силуэтное вырезание, многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани) : наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям старшего дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного детства данный вид труда усложняется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:

а) разнообразнее и сложнее становятся декоративные узоры, предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом; 35

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) разнообразнее и сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащения цветовой гаммы и композиционных решений.

Систематическое обучение детей разнообразным техникам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника : он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезывание, склеивание и т. д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и т. д., ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но и разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой или толстой (на ощупь, плотной или рыхлой (на разрыв, промокаемой или водонепроницаемой. Задача воспитателя – поддерживать стремление у детей самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием и т. п.).

При технике аппликации «коллаж», «аппликация с вариантами» - происходит развитие воображения, эмоциональной выразительности. Очень хороши занятия с использованием таких техник аппликации, как объемная, фигурные открытки, открытки с окошечком, аппликации игрушки. Они развивают творческие способности детей, а именно: оригинальность замысла, гибкость в формировании замысла. Аппликации из ткани и на ткани интересны тем, что позволяют детям работать с тканью разной фактуры и цвета, это помогает эмоционально выразить свое отношение к работе. А техника «декупаж» особенно привлекательна для детей. Она развивает умение создавать в воображении образ на заданную тему.

Таким образом, к педагогическим условиям развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с использованием аппликации, которые следует учитывать при организации занятий следует отнести :

-разнообразие техник аппликации, которые способствует развитию у детей эмоциональной выразительности в создании работ по аппликации;

-сюжетную разработанность отдельных деталей и всего сюжета в целом;

-оригинальность изображения за счет умения использовать разные техники аппликации и материалы.

Список литературы

1. Агапова И. Аппликация / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : 2009.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : 2000.

3. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006.

4. Карнаухова Н. С. Художественный труд – как способ развития творческих способностей : автореф. / Н. С. Карнаухова.

5. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольников / И. В. Груздова [и др. ]. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2010. – 376с

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Самарина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогические условия развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с испол
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 18:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД