Лучший педагог года

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Ирина Веренцова
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Чтобы система образования плодотворно развивалась и действовала, необходимы определенные условия. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, являющиеся итогом направленного отбора, разработки и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных дидактических целей [10, с. 99].

Публикация «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс формирования ЗОЖ у дошкольников будет результативным, если выполнить следующие педагогические условия [10. с. 66] :

1. разработка в детском саду определенной обучающей программы, которая была бы нацелена на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим людям;

2. создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;

3. организация взаимодействия ДОО и семьи.

Рассмотрим педагогическое условие – организацию взаимодействия ДОО и семьи.

Как показали исследования психологов, педагогов и социологов (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) для полноценного развития дошкольников необходимо взаимодействие детского сада с семьей. Оно играет важную роль в формировании основ ЗОЖ у детей.

Воспитание физически крепкого и морально устойчивого ребенка, умеющего приспосабливаться к реальным условиям жизни, составляет основу педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие ребенка.

Для выполнения второго педагогического условия необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. И нужна такая среду, чтобы она стимулировала детей на физическую активность, давала возможность для движения, познания, мотивировала к подвижным играм. Создавая такую развивающую среду в группах детского сада, мы способствуем формированию представлений, а позднее и навыка у детей в здоровом образе жизни. Центры ЗОЖ оснащают различными книгами, энциклопедиями, иллюстративным материалом и дидактическими пособиями, раскрасками, развивающими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты их разнообразной деятельности др [12, с. 77].

Организация развивающей предметно-пространственной среды для ДОО является не менее значимым и актуальным. ФГОС ДО предъявляет к развивающей среде определё нные требования:

- насыщенность – должна отвечать возрастным особенностям детей. Создавая развивающее пространство и подбирая разнообразные материалы по формированию здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) мы обеспечиваем [14, с. 66] :

1) игровую активность всех детей, опытно-экспериментальную деятельность с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

2) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

3) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

4) возможность самовыражения детей.

- трансформируемость - считает возможным изменять предметно-пространственное окружение в зависимости от ситуаций, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональность – способность по-разному использовать составные части предметно-пространственной среды, например, дорожек здоровья, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

- вариативность предполагает:

1) нахождение в группе разнообразных пространств (для дидактических и подвижных игры, для укрепления здоровья, уединения и пр.). Также подбор различных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих беспрепятственный выбор воспитанников;

2) систематическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов в центре ЗОЖ, побуждающих на различную деятельность детей;

- доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает:

1) возможность доступа для дошкольников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, всех помещений, где реализовывается образовательная деятельность;

2) свободный подход детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ;

- безопасность среды подразумевает соблюдение требований по обеспечению надежности и безопасности употребления всех ее элементов.

Создавать благоприятную обстановку, формирующую у воспитанников гигиенических навыков, подбирать и размещать мебель, спортивный инвентарь, необходимо выполнять с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним.

На участке детского сада оборудуют спортивную площадку, где впоследствии дошкольники будут играть в разнообразные игры : в мяч, бадминтон, городки, кегли, разные виды классиков. Также на площадке должны быть дорожки для катания на самокате, роликовых коньках, разметка для баскетбола, городков, эстафетные дорожки. Спортивный зал нужно оснастить разными предметами и пособиями: шнурами, лентами, обручами, гимнастическими палками, разнообразными мячами, гимнастическими стенками, скамейками, матами, и т. д. В группе должен быть центр двигательной активности. Его наполняют следующим оборудованием: массажными дорожками, мешочками с разнообразной крупой, скакалками, обручами, шнурами, различными мячами, кеглями и т. д [15, с. 88].

Таким образом, организовывая развивающую предметно-пространственную среду для формирования ценностей здорового образа жизни, нужно иметь огромный выбор разнообразного спортивного инвентаря, которое нацелено на развитие физических навыков, и укрепление и сохранение здоровья дошкольников.

В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности

Формировать основы здорового образа жизни следует начинать уже в детском саду. Всю деятельность детей в дошкольном учреждении необходимо направить на сохранение и укрепление здоровья, взяв за основу познавательные занятия, партнерскую совместную деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Таким образом, организовывать развивающую предметно - пространственную среду для формирования ценностей здорового образа жизни, необходимо используя большое разнообразие спортивного инвентаря, направленного на физическое развитие, на укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Веренцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2022 в 09:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД