Папки-передвижки

Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Таисия
Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Т. Ю. Попова

воспитатель старше-подготовительной группы

г. Санкт-Петербурга

Ребенок с самого рождения вступает в разнообразные отношения с окружающими. Не общаясь с другими людьми, человек не сможет жить полноценной жизнью, трудиться, и духовно развиваться. Психическое развитие происходит в процессе общения, которое является необходимым условием существования человека.

Публикация «Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.

ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования является активное взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Любое взаимодействие людей начинается с распределения функций, даже если взаимодействует минимальное количество. Без распределения невозможно существование группы как единого целого. Человек, его личность являются главным материалом для создания групп, в связи с этим группа понимается через личность.

Идеи А. С. Макаренко получили своё развитие в педагогике В. А. Сухомлинского, который считал, что коллектив нельзя назвать безликой массой, так как коллектив – это индивидуальности, которые собраны вместе. Воспитывающая сила коллектива – это те духовные богатства, которые есть у каждого члена коллектива, что каждый член коллектива приносит с собой, что отдаёт другим людям, что он получает в коллективе. Именно богатство внутреннего мира каждой личности является основой полноценной, содержательной жизни коллектива. С этим нельзя не согласиться. Ведь, действительно в коллективе от каждого человека зависит его процветание и активная деятельность, а также строится взаимодействие.

В. А. Сухомлинский отмечал в своих работах тот факт, что коллектив становится воспитывающей силой при наличии совместной работы и деятельности. Но эта деятельность должна раскрывать высокую идейную одухотворенность труда благородными моральными ценностями.

Задача детского сада состоит в том, чтобы обеспечить творческое саморазвитие личности в коллективе. Отталкиваясь от этой задачи, В. А. Сухомлинский предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.

Исследователь А. С. Аркин понимал детский коллектив, как группу детей, которые длительно связаны общностью среды и организации. Детский коллектив определяется своей самостоятельностью, значительно определяющей содержание и развитие коллективной жизни.

В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. Исследования, посвященные данной проблеме, говорят о том, что период дошкольного детства – это период, в котором взаимоотношения между детьми развиваются в общении. Общение меняется с возрастом детей : изменяется его содержание, потребности, мотивы и средства общения. Этап старшего дошкольного детства – это период расцвета детских взаимоотношений.

Т. И. Бабаева в своих исследованиях выделила следующие особенности во взаимодействии старших дошкольников друг с другом :

- старший дошкольный возраст – это период развития ребёнка, когда значительно активнее и настойчивее проявляются стремления к содержательному и разнообразному общению со сверстниками, это создаёт естественные предпосылки для формирования гуманного межличностного общения.

- в старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к нормативным основам общения и регулирования взаимоотношений.

- старшие дошкольники устанавливают более длительные контакты со сверстниками, кроме того, эти контакты становятся устойчивыми и личностно обусловленными. В группе старших дошкольников складывается определённая система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на гуманистические проявления детей в общении;

- данный возраст характеризуется проявлением интереса дошкольников к внутреннему миру других, к чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Старший дошкольник способен сопереживать близким и даже незнакомым людям. Развитие эмпатии играет важную роль в формировании личности дошкольника, в воспитании культуры межличностных отношений.

В работах М. И. Лисиной предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Центром внимания М. И. Лисиной является внутренний, психологический пласт поведенческой картины общения. Она рассматривает именно потребности и мотивы общения, являющиеся по сути дела, отношениями.

О. Журавых отмечает значение совместной деятельности в воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстника. Используя ситуации, в которых ребенок действует не один, а вместе с другими детьми, педагог формирует у ребёнка способности понимать потребности и стремления другого человека. Ребёнок учится согласовывать свои действия со сверстниками или со взрослыми, обращается с просьбами и сам предлагает помощь, а также учится разрешать конфликты конструктивно.

Взаимодействия между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу.

Таким образом, взаимодействие между дошкольниками – это отношения, формирующиеся в группе ДОУ, целью которых является формирование дружеских взаимоотношений. Существует многообразие средств формирования и развития взаимодействия, среди которых особую значимость приобретает совместная деятельность и игровые технологии.

Умения взаимодействовать со сверстниками формируются в процессе совместной систематической деятельности старших дошкольников в группе, а также в процессе образовательно-воспитательного процесса ДОУ.

Список литературы:

1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева — М. : Аспект Пресс, 2001. — 288 с.

2. Аркин, Е. А. Биологические особенности дошкольного возраста // Педагогическая энциклопедия / Е. А. Аркин. - Т. 2. М., 1930.

3. Бабаева, Т. И. Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста) / Т. И. Бабаева // Вопросы психологии, 2004,.№5.

4. Зырянова, С. М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, Л. Л. Лашкова; Уральский государственный педагогический университет : Екатеринбург, 2006.-143 с.

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : пособие для студентов педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 160 с.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект взаимодействия «Палитра времен года» для старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ взаимодействия МБДОУ ДС №38 г. Кузнецка и МБОУ ДО «ДХШ» «Палитра времен года» 2016 г-2017г Раздел 1. Информационная карта проекта.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 16:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Таисия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД