МААМ-картинки

Педагогическая психология отношений в коллективе

Александр Владимирович Гришин
Педагогическая психология отношений в коллективе

Устойчивые индивидуально психологические свойства личности преподавателя, которые проявляются в структуре его педагогической деятельности и обусловливают её успешность. В наиболее обобщенном виде педагогические способности сводятся к следующим качествам:

– академические способности – способности к соответствующей области наук; преподавателю нужно знать предмет не только в объеме учебного курса, но значительно шире и глубже, при этом постоянно следить за изменениями в своей науке, свободно владеть материалом, вести исследовательскую работу;

Публикация «Педагогическая психология отношений в коллективе» размещена в разделах

– дидактические способности – способности доступно передавать студентам учебный материал, вызывать интерес к предмету,

реконструировать и адаптировать учебный материал, побуждать

обучающихся к активной познавательной деятельности, организовывать их самостоятельную работу;

– эмпатия – способность понимать другого человека, психологическая наблюдательность, связанная с целостным восприятием

и пониманием личности обучающегося и его психических состояний;

– речевые способности – способности ясно и четко выражать

свои мысли, чувства с помощью вербальных (устной и письменной

речи) и невербальных средств (мимики и жестов);

– организаторские способности – это, во-первых, способности

организовать учебную группу и каждого студента на решение образовательных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу;

– коммуникативные способности – способности к общению с

коллегами и обучающимися, проявление педагогического такта,

готовность найти правильный подход к студентам, установить с

ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения;

– креативность – способность принимать нестандартные решения педагогических задач;

педагогическое воображение (или прогностические способности) – это способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в прогнозировании сценариев развития

педагогической ситуации, в постановке целей и задач по формированию и развитию тех или иных качеств обучающихся.

В отечественной педагогике педагогическую деятельность традиционно рассматривают в двух взаимообусловленных, но не сводимых друг к другу аспектах: преподавание и воспитательная работа, где преподавание исходит из содержания и логики процесса

обучения, а воспитательная работа характеризует ценностный аспект воздействия преподавателя на учащихся, позволяющего формировать опыт ценностного отношения учащихся к самим себе, к своей деятельности и к окружающей действительности.

Преподавание – это целенаправленная деятельность преподавателя по управлению и контролю за ходом и результатами учебно-познавательной деятельности учащихся. Преподавание является одним из компонентов процесса обучения и предполагает встречно направленный процесс учения. Преподавание осуществляется в различных организационных формах и имеет заданные временные ограничения, строго определенную цель и объективно

отобранный учебный материал, подлежащий усвоению. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели в виде сформированных умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная работа – это деятельность, направленная на

организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности обучающихся с целью формирования у них определенных ценностных ориентаций, принципов и норм поведения, черт характера, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру. Воспитательная работа, также осуществляемая в определенных формах, не преследует прямого и непосредственного достижения цели, так как она ориентирована на долгосрочные последствия, предполагает длительное и многократное

воздействие и последействие, не ограничена пространственными

и временными рамками отдельных учебных мероприятий. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ситуативно отражающих некую общую цель. При этом важно осознавать, что в воспитании цели соотносимы с ценностными ориентациями социума и в силу этого являются социально обусловленными.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных

задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников,

проявляющиеся в эмоциональных реакциях, в поведении, в отношении к деятельности и её результатам.

Эффективность воспитательной работы во многом определяется тем, насколько учеников сформированы следующие личностные качества, перечисленные в профессиограмме: развитое чувство справедливости; уважение к законам государства и к нормам профессионального поведения учителя или воспитателя; критичность и объективность, честность и порядочность, принципиальность, самообладание и уверенность в себе, коммуникабельность, высокая культура общения и взаимоотношений в

коллективе, организованность, ответственность, аккуратность, настойчивость, стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Деятельность преподавателя предполагает актуализацию таких аспектов в содержании образования, как представления о совести и справедливости, о

законности и морали, о долге и праве выбора, о профессиональной

этике, о профессиональной ответственности по отношению к правовой системе, к профессиональному сообществу и к людям.

Воспитательная работа, проводимая в учебных заведениях, может быть проанализирована через совокупность задействованных преподавателями разнообразных методов и форм воспитания.

Метод деятельности – это способ её осуществления, который

ведет к достижению поставленной цели; метод есть совокупность

организованных определенным образом приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Метод воспитания – наиболее общий способ решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий

(убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере

и др.); это способ целенаправленного обращения к мотивационноценностной сфере обучающегося с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру.

Классификация методов – это систематизированное распределение методов по группам/классам, которое помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению преподавателями в своей профессиональной деятельности.

В современной педагогической теории существуют различные

классификации методов воспитания. Вот некоторые из них:

Классификация методов воспитания (В. А. Караковский) :

– методы воспитания словом;

– методы воспитания делом;

– методы воспитания ситуацией;

– методы воспитания игрой;

– методы воспитания общением;

– методы воспитания отношениями.

Классификация методов воспитания (Ю. К. Бабанский) :

– методы формирования сознания личности (рассказ, беседа,

лекция, дискуссия, метод примера, иллюстрации и демонстрации);

– методы организации деятельности и формирования опыта

общественного поведения личности (приучение, упражнение, игра, поручение, метод создания воспитывающих ситуаций, метод моральных дилемм, педагогическое требование, ситуация свободного выбора);

– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение, наказание, одобрение,

порицание, педагогическое требование, установка перспективы);

– методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

(педагогическое наблюдение; опросы (устные и письменные); анализ результатов общественно полезной деятельности, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых, рефлексия, самовнушение и самоубеждение).

Форма воспитания есть внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в действиях, приёмах, операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется форма и отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранные форма воспитания обеспечивают в конечном итоге эффективность всего педагогического процесса.

В педагогической науке существуют различные классификации форм воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

Классификация, отражающая логику воспитательных возможностей различных форм воспитания:

событийные воздействия: спонтанное решение педагогических задач в ходе учебных занятий и в ситуациях, требующих от

преподавателя непосредственного вмешательства и применения к

отдельным студентам или учебным группам тех или иных методов

воспитания;

мероприятия: беседы, лекции, диспуты, экскурсии, тематические встречи с интересными людьми, культпоходы, то есть события

и ситуации, планомерно организуемые педагогами с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников;

игры: культурно-познавательные, интеллектуальные, деловые, организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые и спортивные игры, предметные олимпиады, турниры, брейн-ринги, то

есть совместно организуемые события на основе принципов игровой деятельности, направленной на решение учебно-познавательных, досуговых и рекреационных задач;

коллективные дела : совместная деятельность педагога и воспитанников по созданию и реализации проектов, например: фестивали, концерты, спектакли, тематические вечера, трудовые десанты, ярмарки, социальные акции.

Классификация по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы: – индивидуальные (преподаватель – воспитанник) : индивидуальная беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблем и т. п. ;

– групповые (преподаватель – группа от двух воспитанников и

более) : органы самоуправления в учебных группах, клубная и

кружковая работа, работа общественных объединений и проектная деятельность по интересам, и т. д. ;

коллективные (преподаватель – весь коллектив учебной группы) : собрания, экскурсии, спектакли, концерты, турслеты, походы и т. д. ;

– массовые (преподаватель – несколько учебных групп) : тематические недели и месячники, фестивали, конференции, Дни здоровья, Дни знаний, праздники, юбилеи и т. д.

Другие возможные основания для классификации форм воспитания:

по характеру включения воспитанников в деятельность:

формы, предусматривающие обязательное участие всех воспитанников или формы, основанные на добровольном участии;

в зависимости от преимущественно используемых методов:

словесные (беседы, консультации, конференции, собрания и т. п.);

наглядные (выставки, экскурсии и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, творческие проекты и т. п.);

– по взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами : открытые (для других или совместно с другими) и закрытые (только внутри коллектива и для своего коллектива);

– по способу влияния педагога : непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через коллектив учащихся, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других преподавателей);

по уровню подготовки: простые (как процесс ситуативного

воздействия) и сложные (вовлекающие воспитанников в многочисленные отношения на этапах подготовки, проведения и подведения итогов совместной деятельности);

– по частотности применения : регулярные и эпизодические.

Успешность работы преподавателя, безусловно, зависит

от его умения общаться с детьми. Общение – одна из форм

непосредственной или опосредствованной реализации отношений

субъектов взаимодействия в ходе обмена деятельностью, информацией, ценностным отношением, опытом, а также результатами деятельности; общение составляет внутренний механизм совместной

деятельности людей, удовлетворяет особую потребность человека в

контакте с другими людьми и является важнейшим источником информации для участников взаимодействия.

Общение является одной из универсальных форм активности

человека (наряду с познанием, трудом, игрой, которая осуществляется знаковыми средствами (мимикой, контакта глазами, символами, образами, организацией пространства и времени коммуникации и т. п., проявляется в установлении и развитии контактов между людьми, в проявлении и формировании межличностных отношений, порождается потребностями в совместной деятельности и направлена на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров по

взаимодействию. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. При этом процесс общения может обособляться от других форм деятельности,

приобретать относительную самостоятельность и ситуативно становиться самоценным для его участников.

Виды общения. Разнообразие подходов к изучению основных

характеристик общения как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми позволяет в самом общем виде обозначить следующие виды общения:

По времени контакта общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т. д.

По способу передачи информации выделяют вербальное и

невербальное общение. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное – с помощью таких средств как громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы.

По задействованным средствам и условиям общения можно говорить о следующих видах:

– непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов;

– опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга во времени или пространстве ( например: разговор по телефону, переписка);

– межличностное общение предусматривает установление

прямых контактов между партнерами по общению; подобный режим общения позволяет непосредственно реагировать и симметрично влиять на процесс взаимодействия;

– массовое общение представляет собой процесс неиндивидуализированного взаимодействия человека с большим количеством респондентов; примерами прямого массового общения в вузе служат собрания, лекции, массовые мероприятия; опосредованное массовое общение имеет односторонний характер, как, например, в случае с размещением в свободном доступе учебно-методических и информационных материалов или в случае информационных сообщений, вывешиваемых на доске объявлений учебных заведений.

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа:

– диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, понимание, принятие и стремление к учету и реализации целей обеих сторон взаимодействия;

– монологическое общение исходит из неравноправных позиций участников взаимодействия; оно представляет собой отношения двух видов : императивное общение (авторитарная, директивная форма взаимодействия с другим человеком с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или

решениям) или манипулятивное общение (форма межличностного

общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений).

Педагогическое общение – это разновидность профессионального общения, задействованная в процессе организации, установления и развития коммуникации, понимания и взаимодействия

педагога с учащимися и порождаемая целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Выступая своеобразным катализатором во взаимодействии

субъектов образовании, педагогическое общение в значительно

большей мере, чем любая предметная деятельность, детерминируют развитие и изменение личности учащихся.

Функции педагогического общения :

– контактная функция – установление контакта и определение готовности детей к взаимодействию;

– диагностическая функция – получение актуальной информации о состоянии учеников и воспитанников, об эффективности и качестве учебной

деятельности;

– информационная функция – приобщение их к познавательной деятельности в рамках изучения учебной дисциплины;

– функция установления отношений – фиксация своего статуса и места в системе, деловых, межличностных и прочих связей в учебном заведении;

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая психология отношений в коллективе
Опубликовано: 10 мая 2024 в 15:20
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая психология отношений в коллективе» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД