Лучший педагог года

Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет

Громова Наталья Борисовна
Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования речевого развития отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Моя задача— развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

Публикация «Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет» размещена в разделах

С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:

— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;

— инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);

— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т. д.).

Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Поскольку первичная диагностика проходит в период адаптации, использую метод наблюдений и формирую подгруппы детей по уровню развития речи каждого ребёнка. В течении года эти подгруппы меняются в зависимости от достижений детей. Моё перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста довольно условное и меняется в течении года, т. к. речь детей до 3-х лет развивается очень быстро, а учитывая индивидуальные особенности каждого, приходится корректировать ранее намеченную работу. Поэтому используя основные методы и приёмы по различным направлениям развития речи детей раннего возраста, к концу года выявились подгруппы детей с разным уровнем речевого развития. В основном малыши активно использовали речь в процессе деятельности и общения, были готовы делать зарядку для язычка, показывать сказки и говорить за своих персонажей, играть в речевые дидактические игры, конечно же это ещё не была полностью грамотная литературная речь, но всё соответствовало возрастным особенностям детей. А вот несколько малышей продолжали, либо молчать, либо оставались на уровне «детского лепета». Поэтому провела индивидуальные консультации с родителями. Результат этих консультаций- 2 ребёнка находятся под наблюдением невролога (по настоящее время, 1 ребёнку поставлен диагноз ОВЗ (общее недоразвитие речи 2 уровня, а вот у Сонечки никаких медицинских особенностей развития не выявлено, и поскольку мама очень заинтересована в развитии своей дочери, мы на протяжении 3 лет совместно помогаем Соне.

Первое на что я обратила внимание-это молчание Сони, даже в период адаптации, слёзы, капризы, плач, но ни одного слова. Даже «мама» не присутствовало среди слёз. Показывала пальчиком на дверь, кивала головой,когда приглашали посмотреть в окно-не идёт ли мама. Успокаивалась, соглашалась выполнять действия режимных моментов (есть, играть, идти на горшок и т. д., но при этом она всё время молчала.

Второе наблюдение меня порадовало- у Сони есть понимание речи- все просьбы и обращения к ней она понимала, принимала и выполняла.

Третье наблюдение-в течении всего года Сонечка с удовольствием играла во все предложенные дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Чётко выполняла все правила, выражала эмоции-жестами,смехом, улыбками, но слов, даже подражательных не было. Даже в период адаптации, когда слёзы текли рекой, она абсолютно правильно сажала грибочки на полянки : жёлтые грибки на жёлтую полянку и т. д. Однако речевые игры сопровождались только эмоциональным восприятием-радость, грусть. А также действия персонажей в инсценировках сказок и потешек. Зарядка для язычка –это действия губами и языком, без звуков.

Вывод –рекомендовать маме обратиться к врачу, чтобы выявить физиологические особенности, по результатам медицинского обследования, предположила: либо идёт накопление информации и взрыв речи будет чуть позже, либо просто ещё нет полного доверия к нам (педагогам, окружающим детям) и Соня просто стесняется общаться, т. к. по словам мамы дома уже появились первые слова-мама, папа и т. п. На лето посоветовала маме заниматься артикуляционной гимнастикой, порекомендовала сказки для чтения, показала как мы занимались в детском саду.

Конечно же в сентябре(2 мл. группа) мы ожидали говорящую Соню, к сожалению, в группу вбежала улыбающаяся, обнимающая всех девочка, но это всё в полном молчании. Мама сказала, что всё делала как я и рекомендовала, но слова ещё не складываются в предложения, в основном пользуется жестами.

Наблюдения: Соня легко выполняет действия во всех видах деятельности, иногда (в случаях крайней необходимости) вырываются слова. Замечаю, что девочки хотят играть с Соней, но из-за отсутствия речи, всё меньше и меньше зовут поиграть вместе.

Продолжаю играть с Соней в речевые игры, подбираю игры, побуждающие говорить, вызываю на беседы в режимных моментах. В этот период у мамы «опустились руки», объяснила-успокоила, что Сонечка младше всех в группе-почти всем уже исполнилось 3 года, а ей 3 будет только в январе.

В октябре прошлого года, во время свободных игр детей Соня сидела за столом собирала мозаику и потихонечку плакала, похожу спрашиваю: «Что случилось?». В ответ, как обычно, тишина. Перебираю варианты возможных слёз, качает головой. Говорю строго: «София! Если ты не хочешь со мной разговаривать, я ничем не смогу тебе помочь, я не знаю, что у тебя случилось, а ты не говоришь!» И делаю вид, что ухожу от неё. В этот момент наша Сонечка заговорила. Полными предложениями, без остановки, глотая слёзы, рассказала о своей беде. Оказалось, её выгнали с кухни-девчонки кормили кукол-не смогли договориться о еде. Вечером мы рассказали маме о происшествии. Активная речь появилась, но теперь от желания высказаться получается так называемая «каша» - быстро говорит, проглатывает звуки, не произносит или произносит не правильно многие звуки.

Продолжали заниматься артикуляционной гимнастикой в саду и дома, обратились за помощью к логопеду- занятия начались когда девочке исполнилось 4 года. В группе с детьми договорились так- если в какой-то момент ребятам не понятно, что говорит Соня, они подходят к воспитателям и мы вместе стараемся понять. Соня говорит медленно, старается чётко произносить все звуки.

Наша совместная работа с логопедом-дефектологом, мамой принесла свои плоды: сейчас (в январе исполнилось 5 лет) у Сони проблема осталась только одна- звуковая культура речи, звук «Р». В группе девочка среди лидеров, легко общается со всеми детьми, очень развита связная речь-составляет рассказы по сюжетным картинкам, описательные рассказы, последовательно пересказывает о прошедших событиях дома, использует полные простые и сложные предложения.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 20:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Громова Наталья Борисовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД