Лучший педагог года

Открытое занятие «Путешествие по Дагестану» (7 фото)

Мадина Шахбанова
Открытое занятие «Путешествие по Дагестану»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«с Урма Детский сад «Звёздочка»

Открытое занятие на тему :

«Путешествие по Дагестану»

Шахбанова М К

Дата проведения: 22.01.2021г.

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.

Задачи:

Публикация «Открытое занятие „Путешествие по Дагестану“» размещена в разделах

Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.

Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.

Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.

Материал: карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.

Воспитатель:

- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

Чтобы совершить это путешествие, нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети:

- Да!

(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)

Воспитатель:

- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:

- В селении Балхар.

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:

- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Открытое занятие «Путешествие по Дагестану»

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».(Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)

Экскурсовод:

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Экскурсовод:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Фото «Путешествие по Дагестану»

Ребенок:

- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Ребенок:

- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Экскурсовод:

- Для чего служат ковровые изделия?

Открытое занятие - фото

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Ребенок:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи, сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)

Ведущий:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».

Ребенок:

«Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок,

Завязала узелок.

Завязала два узла,

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)

По окончании музыки детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Экскурсовод:

(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Фото №1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение с Урма Детский сад Звёздочка

Ребенок:

- Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- Выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Ребенок:

- Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Экскурсовод:

- Для чего служат кувшины, игрушки?

Ребенок:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Ребенок:

- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Экскурсовод:

- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

Фото №2 Открытые занятия

Ребенок:

- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

+ Экскурсовод:

- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Ребенок:

- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Ребенок:

- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Ребенок:

- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Ребенок:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Ребенок:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Фото №3 Конспекты Открытое занятие на тему Путешествие по Дагестану Шахбанова М К Дата проведения

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка.

Экскурсовод:

-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий:

- Какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок:

- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок:

- Самое главное руки унцукульца - его высокий художественный вкус.

Ведущий:

- Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором:

-Спасибо!

Экскурсовод:

- Приезжайте к нам еще.

Песня «Приезжайте в Дагестан»

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем,

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Фото №4 Цель продолжать знакомить детей с народно прикладным искусством дагестанцев обобщить представления детей что готовили народные умельцы из глины дерева металла шерсти
Публикации по теме:

Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану»Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану» Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану» Живу я в Дагестане с рождения, но так мало бываю в его окрестностях. Вся жизнь в городе.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое интегрированное занятие по ФЭМП «Путешествие с колобком» в младшей группе Цель: закрепление пройденных математических представлений у детей младшей группы. Задачи: 1. Образовательная. - Закрепить умение различать.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие по любимому городу» Задачи: 1. Формировать понятие «малая Родина», вызывать интерес к истории родного города. 2. Уточнить и систематизировать знания детей о.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНРОткрытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНР Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие • Художественно-эстетическое развитие.

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие»Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие» Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях.

Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну»Открытое занятие педагога-психолога «Путешествие в сказочную страну» Цель: формирование дружественных и толерантных отношений между детьми. Задачи: • расширить представления о дружбе; • формировать нравственные.

Открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в сказку» (младшая группа)Открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в сказку» (младшая группа) Ведущая: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте) И встаем в кружек. В круг широкий, вижу я,.

Открытое занятие по логоритмике «Путешествие в осенний лес» для средней группыОткрытое занятие по логоритмике «Путешествие в осенний лес» для средней группы Конспект открытого занятия по логоритмике для средней группы «Путешествие в осенний лес»За основу взяты песни Анастасии Логачевской. Подготовила:.

Открытое занятие во второй младшей группе «Путешествие с Колобком»Открытое занятие во второй младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Образовательные: учить сопереживать героям сказки; учить детей вспоминать знакомую сказку.

Автор публикации:
Открытое занятие «Путешествие по Дагестану»
Опубликовано: 19 марта 2021 в 15:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Путешествие по Дагестану»» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Шахбанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД