Папки-передвижки

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Климова Светлана Александровна
Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности» размещена в разделах

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания :

Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

Художественную литературу и все виды искусства;

Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

Привлечение семьи.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.

Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.

Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Трёхлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.

Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

- «Моя семья»,

- «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»,

- «Мой город»,

- «Наша Родина – Россия»,

- «День народного единства»,

- «Новогодние праздники»,

- «Москва – столица нашей Родины»,

- «Наши космонавты»,

- «День защитника Отечества»,

- «Моя мама»,

- «День Победы».

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением, художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку (например, «Мой город», «Москва – столица нашей Родины»)

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Россия – огромная многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой

гражданское согласие и единение поддерживается людьми, сплоченными общей идеей,

основанной на единстве и сходстве взглядов для создания мира, покоя, процветания и уверенности

в завтрашнем дне.

Тема актуальна для нашего народа всегда. История показывает, что когда мы едины и

живем в мире, дружбе и согласии, мы всегда добиваемся ярких побед и достижений, а когда мы

разобщены, то сталкиваемся с трагедиями и распадом, с бедами и страданиями миллионов наших

граждан.

В обновленной «Стратегии-2030» одной из целей системы образования, является -

повышение роли образовательных организаций в воспитании детей и молодежи, как

ответственных граждан России на основе традиционных ценностей, принципов духовнонравственного развития, национальной политики, культурно-просветительской деятельности.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России, нравственно-патриотическое воспитание становится важнейшим приоритетом

государственной образовательной политики. Оно направлено на преемственность поколений,

сохранение и развитие национальной культуры, формирование системы духовно-нравственных

ценностей у подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования

патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с

воспитанием духовно-нравственным, через приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства, социализацию, формирование нравственнопатриотического сознания, инициативы и творчества детей в различных видах деятельности.

Итак, сегодня одним из важных аспектов воспитательного процесса является воспитание

патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации

в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное

отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

И от того, насколько грамотно мы будем осуществлять нравственно - патриотическое

воспитание дошкольников сейчас во многом будет зависеть безопасность, мир и согласие между

людьми в будущем.

Проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников в педагогике и

психологии занимались Мусагитова А. В., Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Кашапова Л. М.

Явгильдина З. М., Горлина О. А., Горлина Л. А., Ахмедова М. Х., в музыкально – художественной

деятельности О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Ю. Картушина, И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

Они отмечают, что воспитание гражданской позиции необходимо начинать уже в

дошкольном возрасте, через нравственно-патриотическое воспитание, потому что именно в

дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, основы патриотизма и

гражданственности, формируется система духовно-нравственных ценностей, взглядов, убеждений

и толерантность.

В исследованиях ученых раскрыты возможности влияния на формирование основ

нравственно-патриотического воспитания разных видов деятельности : коммуникативной;

познавательной; игровой; восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительной;

музыкально-художественной.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является важной задачей,

стоящей перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Итак, с одной стороны проблема формирования нравственно-патриотических основ

личности дошкольника на современном этапе развития образования и общества является очень

актуальной, а с другой стороны она недостаточно разработана на практике, так как нет

долгосрочных методических разработок по данному направлению в системе музыкального

воспитания.

По нашему мнению формирование основ нравственности и патриотизма должно носить

Участник конкурса «Педагогический дебют - 2018» Вачевская Мария Игоревна

МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», музыкальный руководитель

5

комплексный и системный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников,

осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на

мероприятиях, организованных в детском саду и дома. В противном случае, знания детей

останутся отрывочными, неполными, а нравственные и патриотические чувства останутся слабо развиты

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Фотоотчёт «Аппликация «Наш Российский триколор». Патриотическое воспитание посредством творческой деятельностиФотоотчёт «Аппликация «Наш Российский триколор». Патриотическое воспитание посредством творческой деятельности Кто из детей не любит праздники? А как самому, без взрослых и календаря, отличить обычный день от праздничного дня? Очень просто. Стоит.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Климова Светлана Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 16:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД