Лучший педагог года

Патриотическое воспитание в ДОУ

Ляшенко Ольга Николаевна
Патриотическое воспитание в ДОУ

Чувства гражданственности и патриотизма - доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : так на занятиях - решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

При проведении занятий обращается особое внимание на включенность детей в тему. Так применяются серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования, что и является одной из составляющих при начале беседы или на занятиях, посвященных знакомству с новой темой (блоком). Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности создает определенную проблематизацию, которая служит основой формирования способности прогнозирования и творческого видения мира детьми.

Цель патриотического воспитания – сформировать определенное отношение к собственной стране, привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определё нной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

1. Определять, какие воспитательные задачи можно решать,

исходя из конкретного познавательного материала, как использовать

воспитательные возможности данного познавательного материала.

Например, раскрытие понятий «город», «село» помогает воспитанию положительного отношения детей к труду людей, пониманию взаимосвязи между трудящимися города и села, значимости и необходимости любого труда человека.

2. Отбирать познавательный материал, содержание которого в

наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.

Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

— занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

— занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и др.);

— занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. В чем же в данном случае заключается комплексный подход? Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также, же физического воспитания.

Как же на занятиях, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний детям — формирование у них определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную цельную активность и эмоциональную нагрузку занятия.

Важно, чтобы дети активно думали, воспринимая материал. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение ставить вопросы друг другу, воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения совершенно необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают чем отличается и что общего, с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей, с природой (сравнивают природу Севера и Юга нашей страны) и т. д.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Такие игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся ими с занятий в повседневную жизнь. Полезно включать в занятия дидактические игры («Магазин сувениров», «Чей национальный костюм?»).

Естественна и целесообразна для воспитания чувств связь музыкальных занятий с занятиями по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни. Важно, чтобы музыкальный работник и воспитатель, помня об этой взаимосвязи, при планировании работы согласовывали содержание занятий. Тогда одни занятия будут дополнять другие, преследуя единую педагогическую цель.

Игры, так же как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудом людей, под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Беседа педагога служит также способом подведения детей к оценке результатов игры (как играли, что сделали, которая является существенным элементом в сплочении детей, в побуждении желания продолжать игру, совершенствовать ее.

Мы уже говорили, что патриотическое воспитание детей связано и с их физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину — защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием.

Одним из главных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Педагог должен раскрыть перед родителями ценность и необходимость участия ребенка в труде взрослых на общее благо: субботник в детском саду, озеленение двора, благоустройство улицы, воскресник в Фонд мира. Пусть участие дошкольника будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина.

Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны начальная обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в ДОУ
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 11:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ляшенко Ольга Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД