Папки-передвижки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

neustroevaxm
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Неустроева Х. М.

МБДОУ №88 "Академия детства"

Республика

Саха (Якутия, г. Якутск

Данную работу мы начали с изучения исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края. Для этого сделана таблица – с одной стороны – авторы, с другой – основные идеи и концепции.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель исследования: раскрыть особенности этнокультурной тропы как средства формирования ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста и экспериментальным путем доказать ее эффективность.

Объект исследования: процесс формирования ценностных представлений о родном крае у детей дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы будет эффективным, если:

- разработать содержание с учетом экологического, географического и краеведческого направлений работы с детьми;

- провести опытно-экспериментальную работу и обосновать методику работы по проблеме исследования;

- установить содержательную преемственность с родителями детей.

Исходя из этого, мы выдвинули следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретическую, методическую литературу по формированию ценностных представлений о родном крае у детей 5-6 лет посредством этнокультурной тропы.

2. Выявить педагогические условия эффективного формирования ценностного представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

4. Проанализировать динамику развития детей.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научной и методической литературы;

2. Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;

3. Анкетирование, наблюдение, беседа;

4. Количественно-качественная обработка результатов исследования.

Следующим шагом исследования стало изучение научно-теоретических основ ценностных представлений детей дошкольного возраста, так как понятие «ценностное представление» является ключевым словом данного исследования.

Какие же определения даются понятию «этнокультурная тропа» ведущими исследователями? По мнению М. Г. Слепцовой, М. И. Баишевой - этнокультурная тропа — это средство социализации дошкольников, которое содержит (отражает) национально-региональные направления: экологическое, историко-культурное, географическое.

А теперь переходим к констатирующей части эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначальных уровней сформированности ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальным исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР «Кэнчээри» Таттинского улуса с. Ытык-Кюель.

Цель констатирующего эксперимента: выявить первоначальные уровни сформированности ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

На данном этапе нами использованы следующие методики. Первая методика - это изучение уровня ценностных представлений о родном крае (когнитивный компонент). Вторая методика - изучение ценностных представлений у детей о культуре и истории родного края (эмоционально-ценностный, поведенческий компонент). Третья методика выявление эмоционально-ценностного компонента ценностных представлений о родном крае (рисуночный тест по теме «Мой родной край»)

В результате анализа данных методик сделан сравнительный анализ уровня сформированности ценностных представлений. Из этой таблицы видно, что у некоторых детей экспериментальной группы низкий уровень ценностных представлений в области этнокультурной деятельности, сочетающийся с низким уровнем ценностного отношения к родному краю

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у некоторых детей экспериментальной группы низкий уровень ценностных представлений в области этнокультурной деятельности, сочетающийся с низким уровнем ценностного отношения к родному краю.

А теперь хочу ознакомить вас с содержанием и методикой работы по формированию ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

Целью формирующего этапа является раскрытие содержания и методики работы по формированию ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

Программа формирования ценностных представлений посредством этнокультурной тропы апробировалась в течение сентября 2018г. по апрель 2019г. на базе МБДОУ ЦРР «Таттинский детский сад «Кэнчээри»» с. Ытык-Кюель.

Содержание и метод работы с детьми

Цель – формирование ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы.

Основными методами краеведения и туризма являются Целевые экскурсии, походы, рефлексия анализ которых развивает ум, воображение, способность составлять планы, обогащает речь детей.

Цели работы этнокультурной тропы:

- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Какова система этнокультурной тропы для формирования ценностных представлений у дошкольников? Этнокультурная тропа состоит из трех направлений, каждый из которых состоит из четырех маршрутов. Объектами данной тропы являются этнокомплексы, памятники истории, знаменитые земляки, народное прикладное искусство.

I. Историко-краеведческая тропа состоит из трех направлений, каждый из которых состоит из четырех маршрутов. Объектами данной тропы являются этнокомплексы, памятники истории, знаменитые земляки, народное прикладное искусство.

Эта тропа имеет следующие маршруты:

1. Маршрут «Этнокомплексы моего края».

2. Маршрут «Памятники истории»

3. Маршрут «Знаменитые земляки»

4. Маршрут «Народное прикладное искусство»

II. Географо-краеведческая тропа. Объектами данной тропы являются климат, реки и озера, полезные ископаемые, традиционные занятия.

1. Маршрут «Наш дом -природа».

2. Маршрут «Реки и озера моего улуса».

3. Маршрут «Харбалахский угольный разрез».

4. Маршрут тропы «Традиционные занятия моего улуса».

III. Эколого-краеведческая тропа. Объектами данной тропы являются природа родного края, растительный и животный мир, уникальные явления природы.

1. Маршрут «Природа наш дом родной»

2. Маршрут «Растительный мир моего края».

3. Маршрут «Животный мир моего края».

4. Маршрут «Чудо природы Таатты».

Эффективными формами работы по формированию ценностных представлений являются экскурсии (обзорные и тематические, индивидуальные и групповые, ознакомительные и пешие, беседы, встречи, презентации, проведение экскурсий, участие в выставках и просмотрах, экологические формы работы, праздники и мн. др.

В условиях прохождения по этнокультурной тропе одним из эффективных методов работы является метод детского проектирования, который состоит из вводной части, основной части и заключения. Подводится итог работы по проекту. Дети делятся информацией, полученной во время исследовательской деятельности, обсуждают роль каждого, выясняют причины успехов и неудач, делают выводы. Организуется творческий отчет перед другими воспитанниками ДОУ или перед родителями, где дети демонстрируют поделки, рисунки, изготовленные альбомы и др.

Далее в данной таблице можете ознакомиться с планом взаимодействия детского сада и семьи по формированию ценностных представлений о родном крае. Цель: обогащать опыт родителей по формированию ценностных представлений о родном крае у детей; эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах; усилить работу детского сада с семьей по воспитанию и развитию детей.

А теперь перейдем к результатам опытно-экспериментальной работы. Целью данного этапа является изучение влияния проведенной работы на успешность формирования ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством этнокультурной тропы).

Контрольный этап эксперимента проведен теми же методами, которые были использованы в констатирующем эксперименте:

- беседа, для изучения уровня ценностных представлений о родном крае,

- беседа, для изучения ценностных представлений у детей о культуре и истории родного края

- рисуночный тест «Мой родной край».

Каковы уровни когнитивного компонента ценностных представлений о родном крае?

У дошкольников экспериментальной группы произошла динамика ценностного отношения к родному краю – на 54%. Аналогичное исследование в контрольной группе показало, что в ней эта динамика незначительная – 17 %.

Каковы результаты данных диагностики уровня ценностных представлений о культуре и истории родного края детей старшего дошкольного возраста? У дошкольников экспериментальной группы произошла также динамика уровня ценностных представлений о культуре и истории родного края – на 60%. Тогда как, в контрольной группе эта динамика незначительная – всего 32 %.

На третьем этапе контрольного эксперимента изучался уровень ценностных представлений в области этнокультурной деятельности.

В данной таблице отражены результаты данных диагностики уровня

эмоционально-ценностного отношения к родному краю. У детей экспериментальной группы уровень эмоционально-ценностного отношения к родному краю сформирован уже на 47 %, тогда как у детей контрольной группы на 13 %. Это позволило определить, что у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика эмоционально-ценностного отношения к родному краю, интерес к явлениям окружающей жизни, традициям, культуре родного края.

Каков общий результат диагностики уровня сформированности ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста? У детей экспериментальной группы высоким уровнем ценностных представлений в области этнокультурной деятельности обладает уже 40 %, средним уровнем – 60%, низким уровнем - 0%. В контрольной группе: высоким их уровнем обладает 13 %, средним уровнем – 60%, низким уровнем – 27 %).

Общий анализ результатов диагностики уровня сформированности ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста показывает, что по качественному и количественному анализу видно, что дети стали более уверенными в своих ответах, рассуждениях, в рисунках детей чувствовался эмоциональный подъем, насыщенность чувств и красок. А у детей контрольной группы больших сдвигов не произошло.

Таким образом, можно заключить, что поставленная в основу экспериментального исследования гипотеза нашла подтверждение, а задачи его решены.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 10:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем neustroevaxm на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД