Получи документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

natalka mail ru
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования представлений о родном городе подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания чувства Родины в работе с детьми дошкольного возраста.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что разработанная методика может применяться в практической деятельности воспитателей детских садов в процессе формирования представлений о родном городе у старших дошкольников.

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировывать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Задачей воспитателей является : развитие у ребенка чувства любви к своей Родине, подкрепленное образами ближнего исторического окружения, образами культурного наследия, а также непосредственной деятельностью детей по познанию смыслов и ценностей этих образов.

Данная задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в художественно-изобразительной деятельности. Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Необходимо обращать внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулок с детьми следует рассказать о том, что находится на улице, поговорить о значении каждого объекта.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста воспитатель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

Также необходимо создавать условия для патриотического воспитания такие как :

- создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству;

- интеграция содержания образования. Проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине - это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания. А дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования патриотических чувств к родному краю, городу в котором он живет, так как дети отличаются высокой восприимчивостью и легкой обучаемостью. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на чувстве привязанности и защищенности, и начинаться с самых близких для ребенка объектов: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбии, бережном отношении к природе и к окружающему.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

В основу содержания патриотического воспитания входит :

- представление о стране, в которой мы живем, о символах государства - флаге, гербе России, о символике своего города;

- начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, своего города;

- любовь к своему городу, народу, России;

- уважение к защитникам Родины.

Воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами краеведческой деятельности.

Вопросы использования краеведческого материала в образовании детей рассматривались на разных этапах развития российского общества. Необходимость использования краеведческих знаний в образовательном процессе осознавалась отечественными мыслителями прошлого как залог успешного воспитания истинного патриота, подлинного гражданина. В качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т. е. знание своего непосредственного окружения.

Актуальность краеведческого образования в современных условиях связана с разработкой регионального компонента образования, который формируется с учетом принципов:

- персонификации, учитывающего потребность личности в самоидентификации;

- гуманизации, ориентированного на создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;

- историзма, связанного с раскрытием исторической обусловленности явлений и процессов данной местности;

- комплексности и интегративности, объединяющего различные аспекты содержания, формирующего представление о единой целостности.

Региональная культура, представленная во всех аспектах в содержании краеведческого образования, обладает развивающим потенциалом, в ней заложены механизмы, обеспечивающие личностное развитие. В региональной культуре аккумулируется ценностное содержание социокультурного опыта, она реализует потребности человека в его культурной самоидентификации, самоопределении в конкретной пространственно - временной среде, восстановление связи с предшествующим поколением. Эти процессы протекают успешно при организации непрерывного взаимодействия региональной культуры и личности.

При организации краеведческой работы в дошкольном учреждении необходимо учитывать следующие положения:

- история для ребенка - дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания семейных традиций. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребенка. Составление родословных, проведение дней семьи, организация выставок семейных реликвий, издание книги памяти - первые шаги ребенка в загадочный мир прошлого.

- отбор и структурирование краеведческого содержания осуществляется на основе взаимосвязи истории, современности и социально - экономического развития края, что позволяет создать целостную систему знаний о малой родине, сформировать ценностное отношение к ее культуре, уважительное отношение к людям ее населяющим, развивать готовность к участию в жизни местного сообщества.

- эмоционально - ценностное отношение к родному краю развивается в процессе восприятия, в общении с людьми, в творческой деятельности.

В решении задач формирования у детей дошкольного возраста чувства гордости, любви, привязанности и уважения к своей семье, родному краю, его истории и культуре важнейшая роль принадлежит музейной педагогике и экскурсионно-туристической деятельности.

Музейная педагогика это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города при помощи музейной педагогики высоки, поскольку:

- музей позволяет познакомить с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющих аналогов в культуре других регионов;

- музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;

- в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становиться толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Экскурсионно-туристическая деятельность - это интегрированный способ обучения и воспитания детей, она оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Экскурсия способствует формированию представлений о родине и положительному отношению к окружающему миру.

Экскурсионная деятельность обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Она превосходно может быть включена в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений. Экскурсия является эффективным способом организации более интересного, познавательного разнообразного и результативного учебно-воспитательного процесса с учащимися.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач, можно проводить с детьми шести - семи лет.

Кроме того, экскурсия как форма организации образовательной деятельности актуальна и в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как предполагает:

- осуществление образовательной деятельности в совместной деятельности детей;

- установление равноправного взаимодействия между участниками образовательных отношений;

- многовариантное и многоцелевое использование развивающей предметной среды (природной, культурной, образовательной, исторической и т. д. ;

- расширение возможностей использования активных форм обучения дошкольников и эффективных образовательных технологий.

Экскурсии проводятся воспитателями или родителями (семейные экскурсии и прогулки). Дети вместе с взрослыми обследуют архитектурный объект, изучая его форму, структуру, декор и функции, отмечают особенности среды, в которой он расположен.

Таким образом, можно сделать вывод, что музейная педагогика и экскурсионно-туристическая деятельность являются эффективным инструментом формирования у детей чувства гордости, любви, привязанности и уважения к семье, родному дому, своей малой родине, отечеству, т. е. той базы, на которой возможно осуществление полноценной краеведческой работы - изучение природы, истории, культуры своего родного края. Использование экскурсионно-туристической деятельности и музейной педагогики в образовательном процессе детского сада способствует воспитанию патриотических чувств.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, поэтому не наследуется, а формируется. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Существуют нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание детей. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Развитие патриотизма является приоритетным направлением государственной молодежной политики Хабаровского края.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека - важный принцип государственной политики в области образования, закрепленный в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ». Гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи на Дальнем Востоке уделяется особое внимание. Организуется оно и в рамках образовательного процесса, и во внеурочное время, а осуществляется благодаря детско-юношескому движению. В Хабаровском крае, где более 400 общественных объединений детей и молодежи, популярностью пользуются военно-патриотические организации. В краевой столице эту работу стимулирует присвоение городу Хабаровску почетного звания «Город воинской славы». На протяжении всей своей истории Хабаровск - это военный центр Дальнего Востока и Восточной Сибири. С 1884 г. отсюда осуществляется региональное командование войсками. В период Гражданской войны и интервенции, приграничных конфликтов, Великой Отечественной войны город был в эпицентре военных событий. В 1945 г. Хабаровск выполнял роль ведущего советского военно-политического центра завершающего этапа Второй мировой войны. Здесь располагался штаб советских войск в войне с милитаристской Японией и состоялся международный судебный процесс над военными преступниками.

Присвоение Хабаровску почетного звания «Город воинской славы» - это признание заслуг дальневосточников в защите рубежей страны и недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Память о боевых

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:

Публикация Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем natalka mail ru на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 мая 2020 в 14:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД