МААМ-картинки

Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Светлана Воронова
Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Основания для разработки проекта • Конституция РФ;

• Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31)

• Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ

• Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

Публикация «Паспорт проекта „Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования“» размещена в разделах

• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакция от 29.12.2015.

• Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

• Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

Автор – разработчик

Воронова Светлана Николаевна

Исполнители

Педагогическое сообщество МБОУ Большепикинской ОШ

Сроки реализации 2016г-2017г

Цель проекта Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи: • Создать единую образовательную среду для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивной группе междисциплинарной командой.

Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

• .Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

• Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования

.

Основные мероприятия проекта -Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов;

-Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения;

-Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков;

- создание «безбарьерной» среды;

- коррекционно-развивающая работа;

- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях;

-Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы;

- социальная адаптация.

Объемы и источники финансирования проекта • Федеральный бюджет

• Муниципальный бюджет

Система контроля Координацию работы и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения

Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Содержание проблемы и обоснование необходимости

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

• взаимное уважение;

• толерантность;

• осознание себя частью общества;

• предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

• взаимопомощь;

• возможность учиться друг у друга;

• возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

• Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;

• Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;

• Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;

• Возможность доступа к основной программе обучения;

• Доступ к многообразию способов обучения.

Цель и задачи проекта

Цель:

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

• Создать единую образовательную среду для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

• Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивной группе междисциплинарной командой.

Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

• .Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

• Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования

Этапы реализации проекта

Этап Задачи Сроки

Подготовительный

• изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

• изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

разработка программно-методического обеспечения

01.01.2016-31.08.2016

Этап запуска и развертывания проекта

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

01.09.2016-.2017-31.05.2017

Завершающий этап проекта 1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов,

2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения

3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

31.05.2017-31.08.2017.

Ожидаемые результаты:

• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

• реализация себя в обществе;

• повышение качества жизни;

• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;

• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

Критерии оценки реализации проекта :

Критерии Показатели Индикаторы

1 2 3

Реализация индивидуального подхода к

детям

Составление индивидуального учебного

плана с учетом данных диагностики

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм

для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей

позицией взрослого

Планирование времени в режиме дня

для самостоятельной

активности детей.

Методические рекомендации по психолого-

педагогическому со-

провождению детей с

разными образовательными потребностями.

Активное включение в образовательный процесс всех его

участников

Командные формы выработки и принятия организационных решений:

м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы

Междисциплинарный подход

Междисциплинарное

проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП

Наличие специалистов.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов,

формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Партнерское взаимодействие с семьей

Организация партнерских

форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам Наличие договора с

родителями с приложением о конкретной программе действий.

Мероприятия по реализации проекта

№ Наименование мероприятий

Срок исполнения Исполнители

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов Январь-май 2016г Администрация

1.2. .Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда).

2016г Администрация

1.3. Кадровое обеспечение:

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы).

В течение всего периода Директор

1.4.. Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов).

01.01.-31.08.2016 Заместитель директора по УВР

1.5. Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями.

В течение всего периода Заместитель директора по УВР

1.6. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения,

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

-Оснащение помещений для проведения коррекционно-развиваю щих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа).

01.01.-31.08.2016г Администрация

2. Работа с родителями

2.1 Анкетирование 01.01.2016-31.05.2016г Заместитель директора по УВР, социальный педагог

2.2. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

01.09.2016-31.05.2017г. Педагог-психолог

2.3 .Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию В течение всего периода Специалисты,

учителя

2.4 Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. В течение всего периода Специалисты

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий 01.09.2016-31.052017 Педагог-психолог

3. 2 Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». 01.09.2016-31.052017

3.3 Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». 01.09.2016-31.05.2017 Классные руководители

3.4 Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. 01.09.2016-31.05.2017 Учителя,

классные руководители

Учителя

3. 5. Индивидуальное планирование работы учителями Сентябрь 2016 Учителя

3.6 Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков 01.09.2016-31.05.2017 Учителя

3.7 Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами 01.09.2016-31.05.2017 Учителя

3. 8 Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства" Август 2016г. Администрация

3.9 Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента Август 2017г Администрация,

учителя

Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “ Образование для всех” : опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttps://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования https://www.niro.nnov.ru/?id=8314

3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы https://edu-pmpk.ru/

Публикации по теме:

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Мониторинг образовательной программы дошкольного образования в ДОУ ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете Заведующий ГБДОУ д/с №6 ГБДОУ детский сад №___ Протокол № ___от..

Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа) Методическая разработка раздела образовательной программы Тема : «Экспериментальная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Консультация для педагогов «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.

Консультация для педагогов школы «Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением» Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель.

Содержание программы воспитателя по ФГОС. Разработанна на основе программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Содержание: I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…. 1.2. Цели и задачи реализации программы….

Библиотека изображений:

Публикация Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Воронова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 21:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД