Лучший педагог года

Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми

Александра Никонова
Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми

Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе

между педагогом и детьми.

Процессы развития дошкольного образования очень усложнились и затрагивают практически все элементы образовательных систем, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус образовательных учреждений и т. д.

Публикация «Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми» размещена в разделах

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» основными направлениями совершенствования работы начальной ступени образования стали :

- Модернизация педагогического процесса.

- Раскрепощение условий жизни детей.

- Создание для детей эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Эмоциональное благополучие дошкольника, его уверенность в себе, чувство защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими его сверстниками, но и со взрослыми.

В педагогике выделяются два основных вида отношений педагога с воспитанниками. Традиционная субъект-объектная педагогика отводила ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт в виде знаний, умений и навыков. Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия или несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

Актуальные на сегодняшний деньсубъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Важная задача педагога не дать готовые знания, умения и навыки, а научить ребенка ориентироваться в мире информации. У детей активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное, которое предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей при личностно-ориентированном взаимодействии – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации совместной деятельности.

Что значит быть партнером? Это всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выполнять обещанное.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь.

Одна из главных задач взрослых при построении равноправных положительных взаимоотношений – это развитие дружеских связей детей и взрослого, под которыми мы понимаем их склонность действовать СО-вместно, где главными направлениями общения должны стать СО – дружество, СО – творчество, СО – трудничество, СО-страдание, СО – переживание.

Первый шаг, который делает педагог, решивший построить партнёрские взаимоотношения, заключается в смене его позиции. Взрослый отказывается от формального отчёта за всё и всех, стремится наладить содержательные взаимоотношения между детьми, он не подменяет собой, своими действиями и объяснениями то, что дети смогут сделать самостоятельно. Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

В данном случае индивидуальное развитие каждого ребёнка протекает ярче и активнее, если он уверен, что его мнение обязательно выслушают, он найдёт заинтересованного СО-беседника, что его примут в его рассуждениях таким, какой он есть, если он может спокойно и доброжелательно высказать свою оценку по поводу действий другого и принять спокойно оценку своих действий. Именно в такой обстановке и рождается личная культура, внутренняя САМОдисциплина, а главное – создаётся почва для САМОразвития.

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Основные составляющие партнерской деятельности :

- Ввод в ситуацию – приглашение к деятельности.

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» ( или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

- Организация пространства деятельности.

Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Позиция взрослого динамична; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул, дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п.

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

- Открытый конец.

Открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение знаковыми формами мышления и такими их средствами, как чтение, счет, для детей седьмого года жизни возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Позиция учителя в данном случае становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и ребенком и может вводиться лишь на фоне уже упрочнившейся тенденции к проявлению инициативы ребенком в разных сферах деятельности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции может резко затормозить развитие дошкольников). Но даже в подготовительной группе удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьмиИгра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьми Из личного опыта работы Анализируя свой опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Конспект НОД «Взаимоотношения между детьми» Тема: «Взаимоотношения между детьми» Цель: Создать условия для формирования нравственного развития детей. Задачи: - обогащать первоначальные.

Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье»Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье» В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Никонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми
Опубликовано: 13 октября 2021 в 13:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД