Папки-передвижки

Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Решаем, думаем, играем» с детьми 5–6 лет

Ольга Менская
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Решаем, думаем, играем» с детьми 5–6 лет

I. Пояснительная записка. 3

1.1 Цель и задачи 4

1.2 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. 4

1.3 Планируемые результаты освоения Программы 6

II. Содержание образовательного процесса. 7

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей. 7

Публикация «Парциальная образовательная программа по познавательному развитию „Решаем, думаем, играем“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах

2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы. 11

2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников. 14

III. Организация образовательного процесса. 15

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 15

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 15

3.3 Материально-техническое обеспечение программы. 16

3.4 Приложения. 17

I.Пояснительная записка

Парциальная образовательная программа разработана на основе МКОУ Березовская ООШ дошкольная разновозрастная группа, в соответствии с ФГОСДО.

Программа «Решаем, думаем, играем» имеет познавательную направленность.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше.

Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества ребёнка – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, творческие способности.

Поэтому формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает их возрастные и психологические особенности восприятия. Срок реализации Программы 1 год. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям.

Парциальная программа разработана в соответствии с:

- Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013

№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Настоящая программа разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М. В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева.

1.1. Цель программы

Цель программы : создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи программы :

- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления, и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.

Список детей, посещающих кружок «Решаем, думаем, играем»

Возрастные особенности детей пятого года жизни (5 –6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца и способны выделять основные части предполагаемой постройки.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.3 Планируемые результаты

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей (Приложение №1диагностика)

Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования. Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год: сентябрь, май.

Ожидаемые результаты освоения программы :

- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

- желание заниматься математической деятельностью.

К концу старшей группы дети должны уметь:

– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– составлять различные формы из палочек по образцу;

– сравнивать предметы по величине (больше – меньше, по длине (длиннее – короче, по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже, по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме, по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

II. Содержание образовательного процесса.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения и построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия проводятся один раз в неделю по вторникам, во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.

Комплексно-тематическое планирование

2.2 Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы.

Формы организации занятий:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

-Комбинированные

-практические занятия

-игры, конкурсы

-фронтальная работа с демонстрационным материалом.

-самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

-постановка и разрешение проблемных ситуаций.

Словесные методы:

— описание

— рассказ

— беседа

Наглядные методы:

— показ

— имитация

— звуковые и зрительные ориентиры

— использование наглядных пособий.

Практические методы:

— игровые приемы

— конкретные задания

— поддержка и помощь.

Приемы:

— объяснение

— показ

— пояснение

— повторение

— подражание

— вопросы

2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Методическое сопровождение

Сентябрь

«Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта»

Октябрь

«Вечера вопросов и ответов»

Ноябрь

«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

Выставка творческих работ родителей и детей

«Ориентировка во времени»

Январь

Беседа «Весёлые занятия дома»

Февраль

Консультация «Формирование элементарных математических представлений как средство интеллектуального развития дошкольников»

Март

Тематическая консультация «Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве»

Апрель

Кроссворд в уголке для родителей «Математические понятия»

III. Организация образовательного процесса.

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОУ, группы, а также территории, прилегающей к ОУ.

Групповая комната

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи

Муляжи овощей и фруктов

Детская мебель для практической деятельности

Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением схем, таблиц, дней недели, частей суток.

Раздевальная комната

Информационно – просветительская работа с родителями Информационный уголок

Наглядно – информационный материал

Методический кабинет

Необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, познавательная литература

Игровая площадка

Развитие элементарных математических представлений

Для удовлетворения двигательной активности детей

Наглядный природный материал (растения, камни)

Песочница, качели, горка, веранда, подвижные игры.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Список используемой литературы

1. Бабушкина Т. М. Математика. Нестандартные занятия. М. : «Корифей», 2009

2. Волина В. Праздник числа. М. : «Знание», 1994

3. «Занимательная математика» Г. П. Попова; В. И. Усачева. Волгоград – 2007г.

4. «Логика и математика для дошкольников» Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. Санкт – Петербург – 2004г.

5. «Математика от 3 до 7» З. А. Михайлова; Н. С. Камышан; Т. В. Лагода».

6. «Математика для детей дошкольного возраста» В. В. Зайцев. Москва – 2001г.

7. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими играми. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»

8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М. : «Просвещение»,1984

9. Новикова В. П Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет.

10. «Раз ступенька, два ступенька…» Л. Г. Петерсон; Н. П. Холина. Москва – 2004г.

11. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М. : «Просвещение», 1981

12. Шорыгина Т. А. Формирование временных представлений. М. : «Просвещение»,2004

Используемые пособия: задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, магнитные цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото, геометрические фигуры.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы.

Групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников.

ТСО

1 Ноутбук 1

2 Локальная сеть Интернет

3 Телевизор 1

Оборудование

4 Столы детские 3

5 Стулья детские 5

6 Шкафы для дидактического материала 4

7 Шкафы для методической литературы 3

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Летняя образовательная программа с детьми «Дом, в котором мы живем» 1АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 1.«Что ты нам подаришь, лето? Много солнечного света…» Но это лето будет необычным для всех жителей нашей планеты.

Методические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрстаМетодические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрста Направление: речевое развитие. Тема: Рассматривание картины «Играем с песком». Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками,.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Образовательная деятельность по познавательному развитию в группе раннего развития «Наблюдение за голубем»Образовательная деятельность по познавательному развитию в группе раннего развития «Наблюдение за голубем» Наблюдение за голубем на улице. Цель: Познакомить детей с голубем. Задачи: - учить детей узнавать, голубя на улице; - формировать интерес.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Перспективное планирование по познавательному развитию с детьми младшей группыПерспективное планирование по познавательному развитию с детьми младшей группы Сентябрь № стр Тема Цель 1-2 12 Как я провел лето Выяснить, чем обогатились дети в период летнего отдыха, наладить контакт с детьми на.

Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим»Проект по речевому развитию «Думаем, творим — красиво говорим» Прекрасного всем настроения, заглянувшим на страничку! Древняя пословица гласит: "Кто владеет словом, тот владеет умами людей". Умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Решаем, думаем, играем» с детьми 5–6 лет
Опубликовано: 18 октября 2020 в 08:23
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Решаем, думаем, играем» с детьми 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Менская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД