Лучший педагог года

Консультация для родителей «Поговорим о фонематическом слухе»

Ольга Петрунько
Консультация для родителей «Поговорим о фонематическом слухе»

Фонематический слух. А что это такое?

Ваш ребенок плохо разговаривает? Меняет звуки в словах? В чем дело? Почему так происходит? Возможно, причина - проблема со слухом, но не обычным, а речевым.

Немного теории. Речевой слух – совместная «работа» фонематического и фонетического слуха. Он «воспринимает», оценивает чужую речь и контролирует собственную. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Это умение различать звуки речи на слух. Слышать разницу между звуками «С» и «Ш», между «Л» и «Р» и т. д. Он нужен для того, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те звуки. С помощью этого «специфического» слуха мы различаем близкие по звучанию слова, понимаем с какой силой и высотой сказаны слова и фразы. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. При этом меняется и смысл слова. Ребенок полностью понимает смысл того, что сказано, только если правильно различает звуки. Например, умеет «опознавать» мЫшку и мИшку, коЗу и коСу, Дом и Том. Фонематический слух формируется к 2,5 годам, а к 4 годам - фонематическое восприятие. Это значит уметь услышать каждый отдельный звук в слове. Например, ребенок может сказать вам, что в слове «ДОМ» 3 звука: первый – «Д», второй-«О», третий-«М». Если у ребенка проблемы с фонематическим слухом, дальше будет сложно учится грамоте. Очень важно не упустить момент и помочь ему научиться правильно и красиво говорить. Для этого надо постараться научить малыша не только отчетливо произносить звуки, но и различать их на слух. Но как не упустить, вовремя заметить какие-либо отклонения? К сожалению, в данном случае беда не приходит одна. Фонематические нарушения почти всегда идут вместе с нарушениями в произношении звуков и общим недоразвитием речи. Эти проблемы Вы, уважаемые родители, как правило, замечаете. А уж логопед при обследовании обязательно выявит проблемы, если они есть. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Но нужно помнить, что начинать лучше с малого. Цель всех игр — научить малыша слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что он начал слышать себя, свою речь и старается исправить неправильное произношение.

Публикация «Консультация для родителей „Поговорим о фонематическом слухе“» размещена в разделах

Давайте поиграем!

Что за машина?

Попросите ребенка угадать, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Угадай, что звучит?

Скажите ребенку: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит»(бубен, погремушка, колокольчик.). Можно использовать разного вида коробочки (ме-таллическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную, при постукивании о которые можно было услышать разные звуки.

Кто сказал «МЯУ!»

Попросите ребенка угадать, кто мяукал: кошка или котенок? (имитируем голоса животных). Котенок мяукал тихо, а кошка громко. Тоже самое и с другими животными, которые знакомы ребенку. «Послушай, как лает собака и щенок. Покажи, скажи, кто лаял».

Малышка ошибается.

Покажите ребенку разные картинки или игрушки и скажите: «Малышка (любая кукла) еще маленькая и всегда ошибается. Надо ей помочь. Если она скажет неправильно-хлопай в ладоши, а если правильно-не хлопай.» (шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, хляпа)

Поймай звук

«Хлопайте» простой вариант. Постепенно нужно идти на усложнение.

Сначала учитесь "ловить" звук среди других звуков.

«Хлопни, когда услышишь звук «Л» : Л, Г,М, Л,В ….

затем среди других слогов прямых : ЛА,МА, ТО, ЛО, ВО,БО, ЛУ…

потом среди простых слов: ЛАПА, МЕХ,ЛУНА, …

потом более сложных : СОЛОВЕЙ, ВАТА, ВОЛНУШКА,.

Цепочка

Спросите ребенка: «Что общего в словах «мак» и «кот»? (Звук «К»). Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука.»

Поиграйте со своими детьми в эти не сложные, но очень полезные игры.

Занимайтесь с удовольствием!

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Давай поговорим…»Консультация для родителей «Давай поговорим…» Консультация для родителей «Давай поговорим…» Мы живём в век интенсивных коммуникативных технологий. Где компьютеры, планшеты, гаджеты.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей о пользе воды «Поговорим о воде» Консультация для родителей о пользе воды. С самого рождения ребенку необходимавода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные.

Консультация для родителей «Поговорим о брани» Наш разговор хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова» Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Поговорим об утренниках» Нужно знать! • Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. • Во время проведения утренника не забывайте, пожалуйста,.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация «Шустрики и непоседы, или Поговорим о подвижных чадах» Консультация. Шустрики и непоседы или поговорим о подвижных чадах. 30 мая 2016 года Как только наши дети самостоятельно становятся на.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Поговорим о фонематическом слухе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Петрунько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Поговорим о фонематическом слухе»
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 23:06
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД