Папки-передвижки

Памятка «Играем — грамматические способности развиваем!»

Елена Ящук
Памятка «Играем — грамматические способности развиваем!»

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.

Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. И происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы.

Публикация «Памятка „Играем — грамматические способности развиваем!“» размещена в разделах

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями : род, число, время, лицо и говорит уже простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но ребенок постепенно начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Также начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

В 5-6 лет – это средний дошкольный возраст, наступает период активного словотворчества, знаменуется становлением произвольной речи, формированием фонематического восприятия. У ребенка появляется интерес к слову, его звучанию.

6-7 год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова и выражения.

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

Общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (внимания, памяти, мышления).

Запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря.

Состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи.

Неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей).

Педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является ИГРА.

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игры, ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы –антонимы и строить с ними предложения.

Вот некоторые из них:

- «Из чего сделано?»

Взрослый говорит: «Стол сделан из дерева, значит он какой?». Ребенок отвечает: «Деревянный» и т. д.

- «Один-много»

Взрослый говорит: «Один шар, а много?», «Одно дерево, а много?». Ребенок отвечает: «Много шаров», «Много деревьев».

- Игра на согласование существительных с прилагательными «Назови какое, какая, какой, какие?»

Взрослый говорит (или может показать на картинке) : «Яблоко какое?», «Шарф какой?». Ребенок перечисляет и т. д.

- «Чей хвост?

Взрослый предлагает угадать, чьи хвосты изображены на картинке? Например: «У зайца какой хвост?». Ребенок отвечает: «Заячий» и т. д.

- Игра на образование слов –антонимов «Скажи наоборот»

Взрослый говорит: «Холодный», «Высокий», «Сладкий». Ребенок отвечает: «Горячий», «Низкий», «Горький» и т. д.

-Игра на образование приставочных глаголов «Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать, например для рыбки, бабочки, лягушки правильное, точное действие (глагол) :

Рыбка к камню (отплыла или подплыла, от берега (переплыла или отплыла, всю реку (вплыла или переплыла).

Бабочка к цветку (отлетела или подлетела) с ветки на цветок (облетела или перелетела, в комнату (подлетела или влетела).

Машина из гаража (выехала или въехала, через мост (переехала или объехала) и т. д.

Перечисленные упражнения помогут развить речь ребенка, что в дальнейшем уму позволит выражать свои мысли более выразительно и правильно.

УДАЧИ ВАМ!

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

Консультация для родителей «Развиваем музыкальные способности детей дома» «Развиваем музыкальные способности детей дома». Консультация для родителей Музыкальность ребёнка развивается при создании благоприятных.

Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» Если вы хотите научить детей думать, Научите их сначала придумывать. Дж. Родари ЗАДАЧИ: 1. Повышать компетентность, профессионализм.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Библиотека изображений:

Публикация Памятка «Играем — грамматические способности развиваем!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ящук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Памятка «Играем — грамматические способности развиваем!»
Опубликовано: 4 марта 2024 в 20:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД