МААМ-картинки

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

ирина табашева
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. Статья посвящена использованию пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: пальчиковые игры, младший дошкольный возраст, развитие речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений является работа с детьми по активизации речевой деятельности. Дошкольное образование обязано создать условия для полноценного и качественного овладения детьми речью, как средством общения.

В настоящее время проблема развития речи у детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Но в законе «Об образовании РФ» говорится, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому главная задача современного педагога использовать все доступные средства в воспитании и обучении младших дошкольников, для обогащения и развития словаря речи. Овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в детском возрасте.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. В 3-4 года у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи, происходит накопление глагольного словаря [2]. Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.

Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Речь является основой для дальнейшего развития ребенка.

Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Особый интерес в работе с детьми младшего дошкольного возраста вызывает процесс овладения словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей.

Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Например, мы даем ребенку пластилин и спрашиваем: «Хочешь полепить из пластилина?»

Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «пластилин». Но если попросить малыша принести с полки пластилин, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.

Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, В. А. Петровой был сделан вывод о том, что одним из ответственных периодов в развитии речи ребёнка является третий и четвертый год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи.

Следует отметить, что речь ребёнка младшего дошкольного возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Созданию такой ситуации, которая активизирует речь детей, способствуют пальчиковые игры.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс пальчиковых игр для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.

Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей раннего возраста. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком.

Пальчиковая игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи пальцев рук. Владея методикой пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр. Для некоторых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Было замечено, что наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.

Для наших пальчиковых игр мы использовали кукольный персонаж: мальчик-с-пальчик. Мы познакомили детей с русской народной сказкой, показали, как мальчик-с-пальчик помогает маме и папе, как бегает по столу, как катается на лошади. Сказку сопровождали движением рук.

Поэтому первоначально мы стремились формировать пассивный словарь детей, где основная задача была направлена на развитие внимания к обращенной речи нашей речи и ее понимание.

Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Для активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. С помощью пальчиковых игр, пальчикового театра мы показывали детям, что предметы различаются по существенным признакам.

Была проведена работа по организации предметно-развивающей среды, которая направлена на развитие речи : оформлен речевой уголок, подобраны пальчиковые игры для развития речи, оформлен настольный пальчиковый театр, подобраны произведения фольклора, создан лэпбук «Речевые игры».

Мы провели занятия по развитию речи детей во второй младшей группе с включением пальчиковых игр и произведения фольклора (загадок, песен, потешек, сказок, прибауток и т. д.).

В свободной деятельности использовали игры драматизации с пальчиковым театром :

Игра-драматизация по сказке «Колобок» с разучиванием потешки «Я колобок-колобок»;

Игра-драматизация по сказке «Кот, петух и лиса» с разучиванием потешки «Петушок-петушок»;

Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»;

Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро-козлят» с разучиванием потешки «Козлятушки-ребятушки»;

Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь» с разучиванием потешки «Не садись на пенек».

Обучали детей пальчиковой гимнастике с использованием произведений малых фольклорных жанров:

- «Идет коза рогатая»;

- «Сорока-белобока»;

- «Пальчики здороваются».

Сюрпризный момент на занятии (появление сказочного персонажа)мы сопровождали чтением загадки. В ходе занятия мы практиковали сюжет помощи персонажу (помоги мальчику-с-пальчику назвать домашних животных, помоги ему собрать ягоды и назвать их). В ходе занимательного сюжета происходило обогащение словаря детей, развитие грамматических навыков. Например, используя пальчикового колобка, мы задавали детям вопросы, стимулируя развития диалогической речи : «Расскажите колобку о правилах поведения дома. Можно убегать детям на улицу?».

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности — взаимодействие с родителями. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики. Игра «Ключики», игра «Волшебные бусы» (на шнуровках были нанизаны плоские геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность). Был проведен мастер-класс для родителей «Как развивать речь детей с помощью пальчиковых игр», организована консультация для педагогов «Рекомендации по развитию речи детей с использованием пальчикового театра и устного народного творчества».

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста происходит успешно, если регулярно, последовательно используется специальная методика и комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием пальчиковых игр должна носить развивающую направленность и проводиться на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

Список использованной литературы

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143

2. Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. — М. : Сфера, 2005. — 182 с.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры /О. И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2005. – 220 с.

4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М. : Родничок, 2013. – 185 с.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:

Публикация Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ирина табашева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2023 в 07:40
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД