Папки-передвижки

Пальчики разминаем — речь развиваем

Елена Мазунина
Пальчики разминаем — речь развиваем

Пальчики разминаем - речь развиваем.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -

В. А. Сухомлинский.

«Рука - это инструмент всех инструментов», - Аристотель.

Сейчас ни для кого не секрет, что речь детей в последние годы становится все хуже и хуже…Одна из причин - родители и дети все меньше и меньше разговаривают друг с другом, ввиду занятости на работе взрослых. Другая- сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят, предпочитая компьютер. И редко что- то делают своими руками. Также культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых.

Публикация «Пальчики разминаем — речь развиваем» размещена в разделах

Поэтому дошкольным учреждением отводится огромная роль в развитии речи детей, развитие мелкой моторики руки. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, а дальше не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой, пазлами, счетными палочками. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития речи. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Пальчиковые игры, особенно, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению, имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  «Рука - это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с  развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я поставила для себя цель:  развивать мелкую моторику рук для развития речи детей в процессе пальчиковых игр.

Задачи: 1. Собрать картотеку пальчиковых игр (потешек, стихов).

2. Провести беседы и консультации с родителями о значении пальчиковых игр в развитии речи детей.

3 Наполнение пространственно- предметно- развивающей среды

4. Использовать пальчиковые игры не только на занятиях, но и в режимных моментах, прогулках, во время досугов.

5. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

В своей работе я использую не только пальчиковые игры- говорилки (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением, но и игры с пластилином, камешками, фигурками (пальчиковый театр).

Главное, чтобы пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Ведь все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа., и это их очень радует. Все это поможет приобрести бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Использование различных приемов пальчиковых игр (постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья) дарит нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В своей работе с малышами я использую такой прием пальчиковых игр, как поглаживание. Его надо выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Чтобы пальчиковая игра принесла положительный результат необходимо соблюдать несколько рекомендаций.

Сначала я показываю игру малышу сама, читая стихотворение выразительно, эмоционально, используя максимально выразительную мимику.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала рассказываю о них, используя картинки или игрушки. Потом показываю игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. Далее я и ребёнок выполняем движения одновременно, я проговариваю текст. Потом ребёнок выполняет движения с необходимой помощью, слушая текст. Потом ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а я подсказываю и помогаю.

В процессе пальчиковых игр, я руководствуюсь принципами:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

- Нельзя принуждать ребёнка к игре.

Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет

проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут

сообща идти к намеченной цели. Для этого я наладила прочный контакт с родителями воспитанников, (проводила мастер- класс, консультации, беседы, чтобы они вникли в этом замечательный мир пальчиковый игры.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать  речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры - это легкий и приятный способ развития  для самых маленьких детишек.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:

Публикация Пальчики разминаем — речь развиваем (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мазунина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пальчики разминаем — речь развиваем
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 12:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД