МААМ-картинки

Проект «Озорные пальчики»

Наталья Николаева
Проект «Озорные пальчики»

“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга”

И. П. Павлов

1. Аннотация проекта

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Публикация «Проект „Озорные пальчики“» размещена в разделах

Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, направленный на формирование правильного звукопроизношения.

Совместные действия со сверстниками и педагогом снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно пробуждает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Применение данного материала способствует развитию речи в целом, устранению проблем в дальнейшем развитии и обучении детей.

2. Актуальность

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Гипотеза проекта

Систематическя и целенаправленная работа учителя – логопеда, родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук детей способствует успешному преодолению речевых нарушений.

Цель проекта

Реализация преемственности между ДОУ и родителями, посредством совместной проектной деятельности : «Озорные пальчики», формирование речевой деятельности детей через развитие тонкой и мелкой моторики.

Задачи проекта

• Разработать картотеку пальчиковой гимнастики и жестовых игр в соответствии с лексическими темами, подборку речевого материала, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с системными нарушениями речи;

• Формировать и тренировать координацию пальцев и движений кисти у детей с общим недоразвитием речи с помощью линейки спирографа;

• Научить детей приемам самомассажа и расслабления;

• Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность и память;

• Развивать координацию движений, умение переключаться с одного вида движения на другое;

• Развивать речь детей посредством пальчиковой гимнастики, жестовых игр;

• Развивать навыки пространственной ориентировки на плоскости;

• Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей.

Участники проекта

• Дети, имеющие логопедическое заключение: ОНР-3 уровень речевого развития.

• Учитель-логопед;

• Родители.

Предполагаемый результат

• Развитие мелкой моторики рук, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

• Сокращение расстояния до достижения желаемого результата (правильного звукопроизношения).

• Одновременное развитие мелкой моторики рук и автоматизация поставленного звука.

Условия реализации проекта

• Заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы.

• Эффективная подборка речевого материала, игр.

• Интерес детей к занятиям.

Реализация проекта проходила в три этапа:

1 этап - подготовительный

• Изучение специальной методической литературы по теме исследования;

• Составление поэтапно-творческого плана по теме;

• Разработка рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики;

• Подбор диагностического материала;

• Подбор и изготовление игр, игровых упражнений, речевого материала;

• Разработка картотеки пальчиковых игр;

• Создание предметно-развивающей среды;

• Проведение с родителями семинара – практикума по теме;

• Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями;

2 этап – основной

В течение всего периода использовала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях следующие приёмы развития мелкой моторики воспитанников с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

- массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук;

- массаж карандашами;

- массаж с использованием массажных мячей, каштанов, орехов, пластмассовых шариков

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений;

-упражнения на развитие и совершенствование динамической

координации движении;

-упражнения на ритмическую организацию движений переклю-

чаемость;

- игры с палочками Кьюизенера;

- мозаика;

- декоративные камешки;

- морские камешки;

- ракушки;

- мягкие пазлы;

- пазлы в рамке;

- кубики в картинках;

- конструктор Лего;

- пальчиковый театр;

- использование линейки спирографа;

-декоративные пуговицы;

- театр пальчиков;

- использование различных игр с верёвкой, прищепками, мячом – ёжиком, шариками, лентами, счётными палочками, крупными бигуди, эспандерами, массажной расчёской, пуговицами.

- работа с трафаретами, штриховкой.

- использование песочной терапии.

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению поделок для развития пальчиков. Выставка поделок: «Пальчиками играем – речь развиваем»

Работа с родителями по теме:

• Семинар – практикум: «Автоматизируем поставленные звуки дома с помощью игр для ладошек и пальчиков»

Родительское собрание: «Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР»

3 этап - заключительный

• Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями;

• Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики.

• Презентация проекта по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей;

• Фотоматериалы результативности проектной деятельности; (папка раскладушка «Весёлые пальчики»)

• Публикация материалов проекта в электронном СМИ.

10. Результаты проектной деятельности

Благодаря развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Уровень развития мелкой моторики и артикуляционного аппарата по окончанию проектной деятельности стал выше. Дети проявляют повышенный интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас детей, речь стала более выразительной и эмоциональной. Детям очень нравятся жестовые игры, при выполнении которых требуется внимание, быстрота реакции, запоминание движений, быстрая смена этих движений.

При работе над звукопроизношением, во время автоматизации поставленных звуков заметно сократилась длительность работы, движения пальчиками способствовали более быстрому запоминанию стихов. Особенно стало приятным, что родители получили необходимые знания по данной теме и стали единомышленниками с детьми и педагогом, с удовольствием разучивали и закрепляли пальчиковые и жестовые игры, упражнения, «рассказывали» стихи руками.

Литература:

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика – М. 1998г.

3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2013г.

4. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012г.

5. Крупенчук О. И, Воробьёва Т. А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПБ: «Издательский Дом «ЛИТЕРА», 2010г.

6. Интернет источники.

Приложение№1

Комплекс самомассажа

1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед – назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой руки.

2. Кисти и предплечья левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение).Проделайте тоже для другой руки.

3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте тоже для другой руки.

4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх – вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.

5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте тоже для другой руки.

7. Движение, как при растирании замерзших рук.

8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте тоже для другой руки.

Массаж с нетрадиционными предметами

Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками, стихами.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.

Вперёд – назад его качу, вправо-влево – как хочу,

Сверху – левой, снизу – правой, я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко массируют ладони, активируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами. Удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами, каштанами. Катать два ореха или каштана между ладонями. Прокатывать орех или каштан между двумя пальцами.

Научился два ореха, между пальцами катать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

5. Массаж бусами. Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Кинезиологические упражнения

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнения для развития пространственных представлений

1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.

3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.

4. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

5. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

6. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего ( ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо. " и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

7. Графические диктанты на листочках в клеточку.

8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Озорные лягушата»Дидактическая игра «Озорные лягушата» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру " Озорные лягушата". Игра предназначена для детей 4-5 лет. Цель: развитие.

МК. Ростомер в раздевалку «Озорные обезьянки»МК. Ростомер в раздевалку «Озорные обезьянки» В нашем садике в каждой группе в раздевалке есть ростомер. Каждый желающий родитель может измерить рост своего ребенка. Также это могут.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возрастаПедагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возраста Тип проекта: долгосрочный, игровой, творческий, практический. Продолжительность проекта: сентябрь 2022 - август 2023 учебный год Участники.

Проект для младших дошкольников «Подвижные пальчики-говорливый язычок» Проект «Подвижные пальчики – говорливый язычок». (Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые.

Проект по пластилинографии «Веселые пальчики»Проект по пластилинографии «Веселые пальчики» ктуальность проблемы. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Проект «Умелые пальчики»Проект «Умелые пальчики» Педагогический проект "Умелые пальчики"Цель проекта :- Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковых гимнастик, игр с предметами.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Тематическая неделя «Озорные Снеговики»Тематическая неделя «Озорные Снеговики» Какая зима – без снеговика! Большие и маленькие, добрые и смешные, с морковками вместо носа и старым ведром на голове, появляются они во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Озорные пальчики»
Опубликовано: 8 июня 2023 в 09:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Озорные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД