Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»

Мусаева Анастасия
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающему миру «Перелетные птицы»

Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах.

Задачи:

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Перелетные птицы“» размещена в разделах

- закреплять знания детей о способах перелета, перелетных птиц. (клином, стаей,вереницей, по одиночке)

- активизировать словарь детей (перелётные, зимующие, водоплавающие);

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», презентация по теме занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня прилетела Совушка-сова, у неё есть несколько вопросов к нам. Она не знает от куда в весеннем лесу после зимы появилось столько птиц. А вы знаете? Правильно, весной прилетают птицы с юга.

Воспитатель. А какие характерные признаки весны вы знаете? (Природа оживает. День становиться длиннее, а ночь короче. Прорастание почек; возвращение перелетных птиц домой; течет капель; таят сосульки и снег; пробуждение диких зверей из спячки; смена на более легкую одежду,температура воздуха становится теплее,появляются цветы, набухают почки)

Воспитатель. Ребята, а вот Совушка не знает как называться птицы, которые остаются на зимовку а которые улетают на юг (Перелетные и зимующие)

2. Основная часть.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. А кто такие перелетные птицы? (Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.)

Воспитатель. Почему перелетные птицы не остаются зимовать? Причина, по которой птицы улетают в тёплые края в том, что с приходом осени становится всё меньше и меньше корма, ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы прокормиться. А почем у некоторые птицы остаются? Зимующие птицы не улетают потому, что и в суровое зимнее время могут найти себе корм. У некоторых зимующих птиц осень проходит в особых хлопотах, которые помогают им выжить зимой. Некоторые зимующие птицы (например, сойка, поползень) осенью запасают корм, прячут в укромные места жёлуди, орехи, разные семена, а потом зимой находят эти запасы и съедают.

Воспитатель: Молодцы! Совушка- сова спрашивает каких перелетных птиц вы знаете?

Воспитатель: Знаете ли вы, какие птицы прилетают первыми? (Первыми прилетают грачи и скворцы)

В поле есть, где прокормиться, Только негде загнездиться, Огороду, полю – врач Глянцевитый черный … (Грач)

Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.

В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

Мы ждём вас из далёких стран. Для гнёзд построим вам дворцы И будем слушать по утрам, Как весело поют … (Скворцы)

Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.

Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит.

Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

О скворечниках следует сказать особо. На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Скворечники долгое время были распространены только на территории нашей страны, но в последнее время их стали использовать и в странах Европы.

Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.

С появлением птенцов скворцу уже некогда заниматься вокалом. С утра до ночи он вместе с самкой носит в скворечник насекомых, чтобы накормить малышей. Трудовая вахта по добыванию корма продолжается около трех недель. Но вот птенцы подросли, и наступила пора им покинуть скворечник. Однако молодежь не хочет покидать уютное родительское гнездо, и тогда родители применяют хитрый ход. Они перестают носить птенцам корм и садятся на ветки неподалеку от скворечника, держа в клювах насекомых. Хочешь кушать? Вылетай из гнезда!

Поневоле птенцам приходится выбираться на волю, чтобы утолить голод. Постепенно они становятся самостоятельными и уже сами добывают себе пропитание. Молодые скворцы покидают наши широты очень рано. Уже в июне они начинают улетать в теплые края. Но старые скворцы будут кочевать по родным местам до самой осени, распевая при этом во весь голос свои звонкие песни.

Скворцы прилетают в конце марта.

А еще одними из первых прилетают жаворонки (на слайде картинка жаворонка).

Как выглядит жаворонок? Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной. В густых зеленых и желто-зеленых травах жаворонка трудно приметить.

Где обычно живут жаворонки, знаете? Я вам скажу. Они выбирают для жизни открытые холмистые пастбища или слегка заболоченные равнины.

Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков.

Чем же питаются жаворонки в это ранее весеннее время? Они ищут на проталинках личинки насекомых, выбирают из бороздок на полях прошлогодние семена.

В старину на Руси был обычай лепить из теста жаворонков. Весной дети выходили на лужок и пели русские народные песни-заклички — простые и звонкие.

Чем питаются жаворонки? Растениями, семенами злаков. Любят угоститься пшеницей, овсом. Поедают жуков, пауков, личинки. Пьют чистую росу с цветов и трав, как и воробьи, любят купаться в пыли.

Жаворонки могут подражать и другим птицам. В их песне вы услышите и трели, и звон бубенчиков, и чириканье воробьев.

Мы с вами рассмотрели птичек, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

Воспитатель. Ребята, лебедь это перелетная или зимующая птица? (перелетная) Каких еще водоплавающих перелетных птиц вы знаете? (утка, селезень, гусь, цапля, кулик, лебедь) Демонстрирует иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, посмотри, какие птицы и как улетают.

Воспитатель:

Журавли клином (презентация)впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (презентация)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (презентация)

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это зяблик, это- стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

3. Рефлексия.

Совушка- сова, теперь ты поняла почему в весеннем лесу, стало так много птиц. Ребята помогли тебе разобраться? Ребята

-О каких птицах мы беседовали?

-Что нового вы узнали о перелетных птицах?

-Что понравилось? (Ответы детей)

Прикреплённые файлы:

pereletnye-pticy_t8kd3.pptx | 6050,87 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы» Цель: Формирование представлений о водоплавающих птицах посредством лепки. Задачи: Образовательные: • Закрепить и уточнить знания детей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы-утки»Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы-утки» Цель: расширить представление детей об особенностях внешнего вида утки, об их образе жизни, отличие домашней утки от дикой. Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара» Цель: расширить знания и представления детей о профессии повара, развивать кругозор воспитанников, воспитывать уважение к людям труда. Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мусаева Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 13:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД