Получи документы

Ознакомление дошкольников с выразительными средствами народной художественной росписи

юлия тофт
Ознакомление дошкольников с выразительными средствами народной художественной росписи

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ознакомления дошкольников с выразительными средствами народной художественной росписи. В работе предлагается использовать на занятиях с детьми мезенскую, гуслицкую, семеновскую и полхов-майданскую росписи. Каждый вид предназначен для знакомства дошкольников с определенными средствами выразительности.

Публикация «Ознакомление дошкольников с выразительными средствами народной художественной росписи» размещена в разделах

Ключевые слова:народная культура, народная роспись, изобразительная деятельность, выразительные средства, ознакомление дошкольников с народной культурой.

Народная культура обладает огромным потенциалом для всестороннего развития детей. В направлении эстетического и творческого воспитания дошкольников целесообразно использовать такой компонент народной культуры, как росписи. Исследователь А. А. Мелик-Пашаева определяет декоративную роспись как «орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства» [3]. Народные росписи – это незаменимое средство для развития у детей творческих способностей, патриотических чувств, изобразительных навыков и умений. Если говорит о развитии выразительности детского рисунка, то росписи могут стать материалом, на основе которого дошкольников следует знакомить со средствами выразительности. Можно остановиться на классификации, выработанной Т. Н. Дроновой, которая выделяет следующие доступные для детей дошкольного возраста средства выразительности : цвет, композиция, форма, контраст, тон, линия, симметрия и асимметрия[5]. Все эти выразительные средства широко используются мастерами народных росписей.

Кроме того, выбор этого вида декоративного искусства, по мнению Г. Г. Григорьевой, специалиста в области развития дошкольников в изобразительной деятельности, поможет сформировать у детей интереск предметам народного искусства, понимание художественных особенностей произведений декоративно-прикладного искусства, умение различать стили и виды декоративной росписи, а также будет способствовать появлению у дошкольников желания заниматься декоративно-прикладным искусством [4].

В своей работе мы использовали несколько видов народной росписи : мезенскую, гуслицкую, семеновскую и полхов-майданскую. Ознакомление детей со средствами выразительности было решено проводить с использованием проектной деятельности, которая позволяет ставить перед детьми проблему, настраивать их на исследовательскую работу в процессе изучения разных видов росписи, а потом применять практическую работу при оформлении выставок, альбомов, проведении конкурсов в качестве подведения итогов проекта. Таким образом, дети и знакомятся с росписью, и исследуют ее историю, и узнают о средствах выразительности, и сами пробуют себя в роли мастеров, применяя на практике полученные изобразительные навыки и умения.

При знакомстве с выразительными средствами народной росписи дошкольники постигают различныеприемы изображения декоративного узора, осваивают способы передачи разных мотивов растительного узора, узнают о том, как выстроить узор в композицию. Кроме того, работа с народной росписью помогает воспитывать у детей эстетический вкус при подборе цвета в узоре, фона.

При ознакомлении детей с выразительными средствами народной росписи мы опирались на рекомендации О. А. Соломенниковой. В своей работе «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством» она отмечает:

«Декоративное рисование начинается с выполнения узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги» [10].

Именно поэтому ознакомление дошкольников с выразительными средствами мы начали с мезенской росписи, которая, на наш взгляд, больше подходит для первого этапа работы. Основные художественные особенности мезенской росписи – это символические знаки, используемые в работах. Например, знаки солнца – круги и овалы, знаки земли – квадраты и ромбы, знаки плодородия – зернышки, знаки воды – волнистые линии и завитки. Благодаря такому разнообразию форм и линий мезенская роспись стала хорошим материалом для ознакомления детей с линиями и формой как средствами выразительности.

Для каждого вида росписи мы использовали различные методы ознакомления детей с выразительными средствами. Например, действенным методом при знакомстве с мезенской росписью стал метод наблюдения. Мы предложили дошкольникам рассмотреть изделия с мезенскими узорами и сравнить их с явлениями природы. Ведь узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, а также включают стилизованные изображения животных, птиц, картин природы.

Мезенская роспись не обладает ярко выраженным цветовым решением, в ней используются два-три основных цвета. Чаще всего это черный и красный. Поэтому для ознакомления детей с таким выразительным средством, как цвет мы обратились к гуслицкой росписи, которая отличается буйством красок. В росписи сочетаются красный, синий, голубой, зеленый, желтый цвета. Именно это разнообразие позволило показать детям, какой выразительностью обладает тот или иной цвет, как он сочетается с другими цветами и какое значение он имеет для всего произведения искусства.

Стоит отметить, что гуслицкой росписью дошкольники заинтересовались больше, чем, например, мезенской. Очевидно, это обусловлено характером изобразительной деятельности самих детей. Ведь в рисунках дошкольников тоже чаще преобладают яркие и насыщенные краски. Поэтому при ознакомлении с гуслицкой росписью мы предложили детям после осмотра изделий, бесед об особенностях рисунка, создать книжки-малышки в книжный уголок группы. Ведь гуслицкая роспись зародилась именно как искусство оформления рукописных книг. Таким образом, дети узнали не только о роли и значении цвета в произведении народного искусства, но и увидели, что древние мастера занимались творчеством не ради забавы, а с практической целью.

При ознакомлении детей с выразительными средствами гуслицкой росписи мы использовали другой действенный метод – метод обследования и рассматривания изделий. При этом мы старались обратить внимание дошкольников на отдельные элементы узора, на то, как они сочетаются в единой картине, на величину завитков, их расположение по отношению друг к другу. А уже при изготовлении книжек-малышек мы применяли прием совместно-разделенной деятельности, используя заготовки с узорами гуслицкой росписи : дети по пунктирным линиям завершали узор, а при раскрашивании действовали самостоятельно. Свое применение в работе по ознакомлению детей с народной росписью нашел и наглядный прием, когда мы показывали дошкольникам при помощи кисти на мольберте, как правильно рисовать линии и завитки, как придавать форму цветкам, листочкам, фигурам, как сделать выразительнее свою работу. Каждый свой шаг при этом мы подкрепляли обращением к первоисточникам – изделиям народной росписи, при этом сравнивая работы детей и работы мастеров, отмечая сходства и различия. Прием сравнения, сопоставления также эффективен при ознакомлении детей с отдельными выразительными средствами народной росписи.

Таким образом, познакомив воспитанников с мезенской и гуслицкой росписью, мы завершили первый этап работы по полихудожественной деятельности в ДОО. На следующем этапе объектом нашего внимания станут семеновская и полхов-майданская росписи. Особенно интересна, на наш взгляд, семеновская роспись, работа с которой позволит применить региональный компонент в полихудожественном воспитании дошкольников. Ведь семеновская роспись родом из Нижегородской губернии, а знакомство детей с народной культурой должно проходить на основе близкого и родного, на основе искусства своего края. Кроме того, один из принципов воспитания детей средствами народной культуры предполагает знакомство дошкольников с настоящими образцами этой культуры. Может быть организована экскурсия на фабрику матрешек, которая станет отправной точкой создания в группе мини-музея матрешки, или народной культуры, или народной росписи. Первым экспонатом любого из них может быть матрешка, привезенная с экскурсии. Изделия семеновской фабрики мы будем использовать при ознакомлении дошкольников с такими средствами выразительности росписи, как цвет, фон, асимметрия и композиция. Сама матрешка, по сути, - это большое пространство, фон, на котором выступают лицо, косынка и фартук. Особое внимание будет обращено на фартук и косынку, на то, как сочетаются в них цвета, как располагаются цветы и листочки. Это будут первые шаги в освоении детьми такого понятия, как композиция росписи.

Подобную работу мы планируем проводить и на основе полхов-майданской росписи. Ознакомление дошкольников с выразительными средствами этой росписи целесообразно начать с композиции и использовать метод сравнения. Сравнивать следует матрешку семеновскую и матрешку, выполненную в полхов-майданском стиле. При сопоставлении игрушек дошкольники увидят, чем различаются росписи, отметят характерные особенности использования цвета в одной, и в другой. Можно обратить внимание детей и на разницу композиций. Узор на Семеновской матрешке более компактный, собранный, а матрешка из Полхов-Майдана почти полностью покрыта цветами и другими элементами. Все эти наблюдения и сравнения помогут сформировать у детей представления о композиции, о роли деталей в ней, о приемах расположения разных элементов узора. Подобная работа будет способствовать ознакомлению дошкольников с еще одним средством выразительности – асимметрией. Ведь цветы, листочки, завитки на фартуке семеновской матрешки расположены с небольшим смещением вправо. На матрешке из Полхов-Майдана наблюдается симметричность.

Систематическое применение разных видов росписи позволяет придерживаться принципа последовательности при ознакомлении детей с выразительными средствами народной росписи : от простого к сложному. Это находит своё отражение и в методике проведения занятий, которая сводится к следующему:

1. Показ, демонстрация произведений декоративной росписи.

2. Ознакомление детей с характерными деталями того или иного вида декоративной росписи.

3. Отработка умения отображать на листе при рисовании и аппликации основных элементов того или иного вида росписи.

4. Формирование у детей умения сочетать в одной художественной работе разных элементов и деталей росписи.

4. Построение сюжетной композиции из разных элементов и деталей росписи.

5. Составление авторских композиций с использованием разных элементов и деталей народной росписи.

Список источников и литературы:

1. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya

2. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России [Текст]/ Н. Н. Алексахин. – М. : Народное образование, 2005. – 176 с.

3. В мире искусства. Словарь основных терминов. Под ред. Мелик-Пашаева А. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alleng.org/d/art/art191.htm

4. Григорьева Г. Г. Развитиедошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М. : Издательский центр «Академия»,2000. – 344 с.

5. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет[Текст]/ Т. Н. Дронова. - М., 2011. - 270 с.

6. Ковальская Е. Г. Декоративное рисование в детском саду [Электронный ресурс]/ Е. Г. Ковальская. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005602770

7. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования[Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 145 с.

8. Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк// Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - М. : Буки-Веди, 2018. - С. 35-37.

9. Постникова Н. В. Мезенская роспись : учебно-методическое пособие для студентовспециализации «Декоративная роспись» [Текст] / Н. В. Постникова. - Ижевск:ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2011. - 34 с.

10. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. - М., 2005. – 154 с.

Публикации по теме:

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя»Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен»Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен". Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Знакомые сказки» Тема: Рассказ и показ фрагментов сказокЦель: выявить уровень у детей по их ознакомлению с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с выразительными средствами народной художественной росписи
Опубликовано: 28 августа 2020 в 19:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД