МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с фольклором как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет

Наталья Коршукова
Ознакомление дошкольников с фольклором как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Публикация «Ознакомление дошкольников с фольклором как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет» размещена в разделах

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно». Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные так как нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры., я старалась показать им как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.

Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества начала с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Дети с поразительной быстротой и активностью начинали перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения – речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомила с произведениями устного народного творчества: потешки, пестушки песенки.

Уже в течение 6 лет я работаю в детском саду и использую фольклор на занятиях по познавательному развитию. Опираясь на программу «от Рождения до школы», по которой я работаю, по устному народному творчеству, я хотела как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и т. д., так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и к познавательному развитию.

В своей работе я наметила следующие задачи:

• Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;

• Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;

• Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;

• Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Для своей работы я, изучила соответствующую литературу, составила перспективное планирование, создала картотеку фольклорных произведений; подготовила развивающую среду, провела работу с родителями.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

• Доступность содержания детям дошкольного возраста;

Познавательная и нравственная значимость;

• Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Я начала свою работу с потешек, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит.

Для детей среднего возраста стала применять считалки для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм, так как считалки имеют короткий рифмованный стих, все дети во время игры чтобы справедливо назначить водящего выбирали считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть спарведливым, не хитрить, не быть выскочкой.

Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Первый опыт позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени»).

Когда у детей возник вопрос : Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло. А я подобрала для этого опыта пословицы: Снег холодный, а от стужи укрывает. Много снегу - много хлеба; много воды - много травы.

Некоторые пословицы и поговорки помогали раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Рассуждала с детьми о прямом и переносном смысле пословицы, пробовали спелые ягоды калины и рябины, и приходили к выводу что истину говорит поговорка не всякая красная ягода спелая, да вкусная. На занятиях «Хорошо у нас в светёлке», «В гостях у хозяюшки», «Посиделки» использовала пословицы по социальным отношениям. Например: Изба детьми весела. Вся семья вместе так и душа на месте, и дети рассуждая делали вывод что им сегодня весело и хорошо от того что их много, что они дружные, веселые.

Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости. Загадки я использовала практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, я увидела в том, что дети начали размышлять, их внимание было направлено на предметы и явления и их признаки, повысилась способность и определённость мышления, и сила воображения.

Я старалась подобрать загадки, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны. Прежде, чем разгадать эти загадки, я старалась рассмотреть эти предметы, подобрать к ним эпитеты, сравнения. В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость.

Большую работу проводила с родителями, используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии. Огромную помощь оказали мне родители при сборе познавательного материала, при оформлении «волшебных вещей» в группе Объясняла о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей. Показывала серии картинок, подбор произведений для детей. Совместная работа детского учреждения и семьи в данном направлении повлияла на расширение познавательных интересов ребенка. Использование фольклора на занятиях помогло мне сделать занятия разнообразными, интересными, содержательными.

Таким образом, итоги наблюдений позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы:

• У детей появился интерес к познанию окружающего мира;

• Дети стали ощущать единение с окружающей природой, родным краем, культурой своего народа;

• Дети научились самостоятельно рассматривать произведения устного народного творчества, запоминать и использовать их в речи и соотносить воспринятое со своим опытом и чувствами;

• Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, слушать сказки, загадывать загадки и т. д.

Диагностика знаний и умений детей показала стабильность высоких результатов (более 65 %).

Я считаю что, детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Мониторинг младших дошкольников

Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет посредством фольклора

2012-2013г.

Дети от 2ло 3 лет- 9 детей

уровень Начало года % Конец года%

высокий 2 20% 6 65,5%

средний 4 45,5% 3 35,5%

низкий 3 35,5% 0 0%

Дети от 3 до 4 лет – 8 детей

уровень Начало года% Конец года%

высокий 3 35,5% 5 60%

средний 5 55,5% 3 40%

низкий 0 0% 0 0%

Дети 4до5 лет- 11 детей

уровень Начало года% Конец года%

высокий 4 45,5% 8 65,5%

средний 7 55,5% 3 35,5%

низкий 0% 0 0%

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества 1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:

Публикация Ознакомление дошкольников с фольклором как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Коршукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с фольклором как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет
Опубликовано: 28 октября 2014 в 20:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД