Лучший педагог года

Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста

Захарова Елена Борисовна
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста

Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста 3-7 лет

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым"

Ж. Ж. Русо

Введение

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. Здоровье – фундамент нашей жизни, без здоровья невозможно полноценно учиться и работать. Ведь здоровый человек – успешен во все.

В современном мире детям трудно быть здоровыми. Очень многие люди не ценят свое здоровье, не заботятся о нем. Перед педагогами и родителями стоят три задачи:

Публикация «Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Формировать у детей, учителей и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье и потребности в правильном образе жизни.

3. Развивать и правильно использовать данные нам жизнью силы здоровья.

Чтобы выполнить первую задачу, сохранить силы своего здоровья, надо хорошо знать самого себя, уровень и качество своего здоровья.

Чтобы выполнить вторую задачу, надо хорошо знать условия жизненной реальности, придерживаться основ здорового образа жизни.

Установлено, что основная причина всех болезней современных детей коренится в образе жизни семьи. Если мы научимся избегать экологически вредного воздействия природной среды на наш организм, создавать благоприятные условия жизни, то нам будет обеспеченно крепкое здоровье на долгие годы.

Чтобы выполнить третью задачу - научиться правильно использовать силы своего здоровья - человеку необходимо знать свое назначение, смысл и цель своей жизни.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.

Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у дошкольников и младших школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Пояснительная записка

Учебно-методические рекомендации «Оздоровительные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста» ориентированы на осознание сущности совершенства как важнейшей составляющей человеческой культуры, обеспечивающей освоение детьми данных им от природы возможностей укрепления здоровья.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и способствуют обеспечению сохранения физического здоровья учащихся, а также дает основу для самоорганизации здорового образа жизни. В настоящее время наблюдается стремительный рост числа заболеваний опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие и т. д.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (3-7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Осанка - опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению.

Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который помог бы родителям и учителям физической культуры организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Только системный подход к организации физкультурно-коррекционных мероприятий позволит эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии ребенка.

Основными направлениями системы физкультурно-коррекционных мероприятий в работе с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, являются:

• знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;

• удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

• осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

• формирование правильной осанки;

• укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;

• развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

Одним из путей борьбы с этим заболеванием являются профилактические мероприятия по оздоровлению дошкольников и младших школьников. Это корригирующие подвижные оздоровительные игры.

Подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной форме. Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

Цель:

Укрепление здоровья, профилактика клинико-функциональных отклонений. Воздействие целенаправленными эмоциональными, физическими нагрузками на организм ребенка при его же активной помощи.

Задачи:

1. Профилактика и коррекция нарушений в состоянии здоровья детей.

2. Формирование осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни.

Основной принцип построения рекомендаций:

При подборе игры учитывается возраст детей, состояние здоровья, степень физической подготовки детей.

Направления:

Игры при нарушении осанки.

Игры при плоскостопии.

Игры при ослаблении организма (частые простудные заболевания, заболевание органов дыхания).

Игры при мышечной гипотонии.

Методической основой разработки данных рекомендаций является трехкомпонентная модель здоровья – единство психического, физического и нравственного в человеке.

Потребность в двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этом возрасте может привести психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, лазание, метание упражнение в равновесии). В игре нужно использовать различные движения рук, ног, туловища. Полезно использовать музыку, пение. Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных условий движения, но и воспитанию моральных качеств маленького гражданина.

Внимание детей дошкольного и младшего школьного возраста неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры можно увеличивать с 5 до 10 – 15 мин.

Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие сосредоточения внимания, утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.

При проведении игр нужно соблюдать некоторые гигиенические правила:

1. Перед занятием дети должны высморкаться, чтобы носовое дыхание было свободным.

2. Необходимо обращать внимание на аккуратность в одежде.

3. Перед занятием необходимо проветрить помещение.

Во время проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо особое внимание обращать на страховку ребенка при выполнении им упражнений и в случаях при наличии риска падения, ушиба, корригировать положение головы, туловища, конечностей. Для обеспечения формирования правильной осанки, ограничить упражнения с разными провисами, раскручиванием на руках, и т. д., так как они дают большую нагрузку на суставы, связки, мышцы рук, пояса, верхних конечностей, могут приводить к сужению грудной клетки и сутулости. Нельзя позволять ребенку спрыгивать с высоты.

Необходимо учитывать реакцию детей на игру. Это важно, так как игры труднее дозировать, чем физические упражнения. Помимо чисто физической нагрузки, подвижные игры несут и эмоциональную нагрузку.

Детям об осанке

Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Посмотрите, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного Принца из сказки! А вот у Серого Волка она плохая: он весь согнулся, спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперед.

Знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Если человек, постоянно сгорбившись, сидит за столом или партой в школе, неправильная осанка с годами войдет у него в привычку, из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет расхлябанный. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Посмотрите на изображение позвоночника и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и на сколько ниже, если стоять сгорбившись или скособочившись.

Правильная осанка не только красивее, она еще и полезнее для здоровья. Если с детства приучать себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая привычной, приводит к перенапряжению мышц, связок и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого напряжения и болит спина. Человек с плохой осанкой не может стать спортсменом или танцором.

У некоторых детей возникает нарушение, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага. Сколиоз почему-то чаще возникает у девочек, но встречается и у мальчиков.

Многие случаи сколиоза можно исправить, если регулярно выполнять специальные гимнастические упражнения. В более тяжелых случаях сколиоз гимнастикой не исправишь, и больному назначают ношение корсета или помещают его тело в гипс на несколько месяцев. Если эти методы не исправляют искривление позвоночника - приходится прибегнуть к операции.

Ребята, вспомните верблюда. Какая у него горбатая спина! А вы знаете. Что горб верблюда – это его походный запас питания? С таким «рюкзаком» можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.

А если у человека сгорбленная спина? Вы, наверное, видели пожилых людей со сгорбленной спиной. Эти люди с детства не следили за своей осанкой. И вот результат: у этого человека повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него не красивая фигура и болит спина и голова. Такое может случиться уже в 10-15 лет, если о позвоночнике не заботиться, не развивать его гибкость.

Помоги своему позвоночнику!

1. Делай гимнастику каждый день.

2. Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.

3. Стой и сиди как можно прямее.

4. Если долго сидишь, через каждые 15-20 мин., меняй позу, потягивайся. Двигай ногами и руками.

5. Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Не поднимай больших и тяжелых грузов.

7. Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм растет).

Как правильно стоять?

1. Встать около гладкой стены, пятки соедини, руки опусти свободно вдоль туловища.

2. Касайся стены пятками, ягодицами, лопатками.

3. Смотри вперед.

4. Это правильное, красивое положение тела при стоянии.

Как правильно сидеть?

1. Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперед.

2. Оба плеча должны находиться на одной высоте.

3. Обе ноги всей стопой ставь на пол.

Нарушения строения ног

Плоскостопие

Этот дефект строения стопы у детей встречается чаще, чем любой другой. При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате вся поверхность прилегает к полу, когда ребенок стоит. Причиной плоскостопия обычно бывает слабость мышц связок стопы. Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным.

Вот как можно попробовать избавиться от плоскостопия:

1. Пальцами босых ног подбирай с пола пуговицы. Небольшие шарики. Подержав шарик некоторое время пальцами ног, затем положи его в стоящую на полу миску.

2. Встань лицом к стенке на расстоянии 20-30 см и упрись в нее ладонями. Плавно покачивайся вперед – назад, не отрывая подошв и пяток от пола.

3. Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советуют носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.

Иногда плоскостопие не приносит никаких неприятностей, в других случаях ступни и ноги у ребенка с плоскостопием болят от физической нагрузки. Независимо от того болят у ребенка ноги или нет ему не нужно воздерживаться от активных игр. Наоборот, при плоскостопии рекомендуется бегать и прыгать как можно больше. Физическая тренировка укрепляет слабые мышцы и связки стопы и помогает избавиться от плоскостопия.

Правила для детей

При ходьбе:

1. Ходить нужно, ступая с пятки на носок, легким, бодрым, пружинящим шагом.

2. Не расставляй ноги слишком широко в стороны и не выворачивай сильно носки наружу.

3. Руками делай свободные движения – вперед-назад.

4. Смотри на несколько шагов вперед.

При беге:

1. Не напрягай руки, не приподнимай высоко плечи и не сжимай в кулак пальцы.

2. Не запрокидывай голову назад и не наклоняй вперед.

3. Начинай бег в медленном темпе. Наметив впереди себя точку, старайся все время на нее смотреть, беги на носках.

4. Хорошие бегуны на коротких дистанциях бегут большими шагами.

Полезные упражнения для стопы «Веселые ножки»

1. Не отрывая пяток от пола, поднимай пальцы ног как можно выше.

2. Поочередно пальцами каждой ноги поднимай с пола веревочку.

3. Стоя носками на доске, пятки на полу, поднимайся на носки и опускайся на пятки.

4. Лежа на постели, сгибай и выпрямляй стопы.

5. Ходи босиком.

6. Ходи на пятках назад – вперед.

7. Ходи поочередно на пятках (8 шагов) и на носках (8 шагов).

Как ухаживать за ногами

Ногам человека приходится нелегко. Они загружены значительно больше, чем лапы четвероногих животных, ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. Чтобы человек мог ходить и бегать, обе ноги должны быть здоровы, в то время как животные могут бегать и на трех лапах, если одна почему-то выбыла из строя.

Важно, чтобы время от времени состояние ног ребенка проверял ортопед. Врач сразу заметит любое отклонение от нормы и назначит лечение.

Дети любят по дому и по улице бегать босиком. Это приносит несомненную пользу, если соблюдать следующие правила:

• не ходить босиком по полу, если в доме холодно – можно простудиться.

• не бегать босиком по улице там, где валяется битое стекло, гвозди или другие предметы, которые могут поранить или занозить ногу:

• в жаркий день не бегать по раскаленному асфальту, можно обжечь ступни.

Как следует беречь ноги и заботиться о них

1. Если обувь окажется слишком тесной. Значит, ты из нее вырос. Не надевай туфли или ботинки, которые стали тебе малы.

2. Если у тебя часто возникает раздражение кожи на пятках, значит обувь велика.

3. Если у тебя на большом пальце ноги образуется мозоль, то тебе, вероятно, требуется более широкая обувь.

4. Ногти на ногах, а особенно ноготь большого пальца, следует всегда подстригать прямо, не закругляя уголков.

5. Ноги следует мыть тщательно каждый день. На грязных ногах находятся микробы, которые могут проникнуть в организм и вызвать заболевание.

Заключение

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются : «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай.» А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Надеюсь, что предложенные игры и упражнения помогут направить детскую энергию в нужное русло.

Движение – это жизнь, развитие!

Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы!

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Игры на военную тематику для детей дошкольного возрастаИгры на военную тематику для детей дошкольного возраста 1 «Пограничный столб» Пограничный столб разрушен. Наша задача восстановить пограничный столб. Для этого предлагается конструктор лего (5.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста Пальчиковые игры для детей среднего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию пальчиковые игры.

Пасхальные игры для детей дошкольного возрастаПасхальные игры для детей дошкольного возраста ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПасха, торжество Светлого Воскресенья, не имеет определённого дня празднования. Его днём считается.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Физкультурно-оздоровительные технологии «Спортивные игры зимой»Физкультурно-оздоровительные технологии «Спортивные игры зимой» СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ. Главная цель спортивных игр-это здоровье и нормальное физическое развитие!Чтоб успешным развиваться- нужно спортом.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 13:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД