МААМ-картинки

Овладение техникой речи в дошкольном возрасте

Марина Терновская
Овладение техникой речи в дошкольном возрасте

Речи детей в период ее формирования всегда свойственны нарушения звукопроизношения. Прежде всего, это связано с тем, что движения органов артикуляционного аппарата несовершенны (движения языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его еще недостаточно чиста и ясна по звучанию. Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной и чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. родители и воспитатели говорили правильно и внятно.

Публикация «Овладение техникой речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах

• Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. В ДОУ логопедическая работа проводится по двум основным направлениям – коррекционному и профилактическому. Коррекционная работа проводится специалистом – логопедом, а для педагогов – практиков и родителей детей дошкольного возраста важно профилактическое направление,Такая системная работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.

Техника речи включает в себя следующие разделы: дикция, дыхание, голос, орфоэпия. Параллельно с обучением технике речи обязательно проводится работа по формированию ритмико –мелодической стороны речи – темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания.

• Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью письма установлена тесная связь. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенство дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен гласных, потери конечных букв или букв внутри слова, а также окончаний слов. Чтение вслух у таких детей будет невнятным, невыразительным,поэтому нередко у данной категории школьников начальных классов может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста. Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает для ребенка привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

• Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной тренировки, - процесс управляемый. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание. Его используют как основу речевого дыхания. Дышать нужно обязательно через нос. На фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.

• Звучный, гибкий, красивый голос формируется на основе правильно поставленного дыхания. У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения голоса: ослабленный, хриплый осиплый или гнусавый голос. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

• Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Приучить ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого (педагога, родителей) должна служить образцом для подражания.

• Основные направления работы по формированию техники речи :

• Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,

• Формирование диафрагмального типа дыхания,

• Развитие физиологического и речевого дыхания,

• Развитие голосовой функции,

• Работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,

• Обучение ребенка соблюдению норм произношения,

• Профилактика нарушений голоса.

В ходе работы над техникой речи рекомендуется обращать внимание на выработку правильной осанки ребенка в процессе речи; развитие слухового внимания, выработку умения внимательно слушать речь говорящего, а также дифференцировать правильную и дефектную речь собеседника. Таким образом, обучение детей технике речи в дошкольном возрасте будет не только иметь большое значение для формирования их речевой и общей культуры, но также являться важной мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте, профилактики нарушений голоса.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение техникой речи в дошкольном возрасте
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 20:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД