Папки-передвижки

Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка

Алина Воробьева
Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка

Аннотация. Психическое расстройство у ребенка являются источником тяжелых переживаний у родителей. Работа психолога, дефектолога, классных руководителей, воспитателей с такими родителями должна быть ориентирована на повышение их адаптации к болезни ребенка с целью сохранения психологического благополучия родителей и создания оптимальной обстановки в семье для восстановления и развития ребенка.

Ключевые слова: адаптация, психические расстройства, психологическое сопровождение, прогноз заболевания.

Публикация «Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка» размещена в разделах

В России и во всем мире происходит неуклонный рост заболеваемости детей психическими расстройствами, из которых от всех случаев составляют психические расстройства (Гурович И. Я., 2000; Макаров И. В., 2007). Чепурных Е. Е. (1998) выделил три группы детей, нуждающихся в психиатрической помощи. В эту классификацию вошли не только дети с традиционными психическими расстройствами, но и дети, «особое» положение которых определяется тем, что они в силу исключительных обстоятельств оказались в трудных условиях существования, а также дети с различными отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка.

В зависимости от тяжести расстройства и возраста ребенка различна и роль биологических и социальных факторов в его происхождении. Описывается негативное влияние аномального воспитания в семье: гипер- и гипоопеки, авторитарности матери, отвержения ребенка родителями, разногласия членов семьи по вопросам воспитания ребенка, внутрисемейного соперничества, асоциальных тенденций в семье и т. д. в происхождении невротических и поведенческих расстройств у детей (Исаев Д. Н., 2004; Егоров А. Ю., Игумнов С. А., 2005; Эйдемиллер Э. Г., 2000 и др.).

Развитие психического расстройства у ребенка является, безусловно, стрессовой ситуацией для его родителей. Нередко родители не осознают болезненного происхождения изменений в поведении ребенка, пытаются найти ему рациональное объяснение, не понимают необходимости обращения к специалисту. Это отодвигает сроки диагностики, квалифицированного медицинского вмешательства и, как следствие, снижает эффективность лечения (Грошева Е. В., Алехин А. Н., 2008). Диагноз психического расстройства оказывается для родителей психотравмирующим событием. Родители психически больного ребенка, в особенности матери, испытывают фрустрацию, чувство вины перед ребенком, часто смешанное с чувством враждебности и стыда за него (Чистохина А. В., 1998; Шипицына Л. М., 2005). Нередкими последствиями психического расстройства у ребенка становятся ухудшение взаимоотношений в его семье, снижение материального благополучия и нарушение контактов с привычным социальным окружением (Кабанов М. М., 1998; Печникова Л. С., 1998; Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А., 2000; Шипицына Л. М., 1998, 2005). Роль родителей в стабилизации течения психического заболевания, вторичной профилактике и реабилитации ребенка чрезвычайно велика. Так же существенны и последствия неадекватного отношения в семье к заболеванию. Непонимание родителями сущности психического расстройства и болезненного характера отклонений в поведении ребенка с нарушениями развития, предъявление ему требований, не соответствующих его возможностям, может приводить к формированию у ребенка вторичных психических нарушений и декомпенсации состояния (Гурович И. Я., 1978; Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А., 2000, Шипицына Л. М., 1998, 2005). Обеспокоенность родителей состоянием ребенка зачастую вынуждает их ограничивать его активность, что еще более затрудняет его адаптацию, препятствует формированию социальных навыков (Шипицына Л. М., 1998; Савина Е. А., Чарова О. Б., 2002; Добряков И. В., 2007). Исследователи отмечают, что такое отношение свойственно не только семьям, воспитывающим ребенка с тяжелым, инвалидизирующим заболеванием. Часто семью дезадаптируют даже незначительные отклонения в эмоционально-волевой сфере ребенка, небольшая задержка в интеллектуальном и речевом развитии, нарушения способности к обучению (Чепурных Е. Е., 1998, Шипицына Л. М., 1998; Осипова А. К., 1998, Защиринская О. В., 1997; Добряков И. В., 2007). К характерным неблагоприятным последствиям неосведомленности родителей о специфике психического заболевания у ребенка и неадекватного отношения к нему можно отнести также отказы от госпитализации и специализированного лечения, игнорирование врачебных и психолого-педагогических рекомендаций. Актуальность данной проблемы, как правило, осознается врачами-специалистами и клиническими психологами, работающими с соответствующим контингентом детей. Вместе с тем психосоциальные факторы и механизмы формирования подобных тенденций в структуре отношения родителей к психическому заболеванию у ребенка пока недостаточно изучены. Особенности понимания родителями специфики состояния ребенка, страдающего психическим расстройством, характер изменения системы их отношений в связи с его болезнью, переживания, связанные с госпитализацией в психиатрический стационар, их установки в отношении лечения, как правило, остаются вне поля зрения специалистов. Исследования, посвященные научному обоснованию направлений и содержания консультативной и психокоррекионной работы с родителями психически больных детей немногочисленны. Определение специфики семейной ситуации и условий воспитания психически больного ребенка, исследование отношения родителей к его психическому заболеванию, выявление связи этого отношения с клиническими характеристиками психического расстройства представляется весьма актуальным, прежде всего, в связи с возможностью научного обоснования программ психологического сопровождения семей детей с психическими заболеваниями.

Все сказанное позволяет нам определить цель нашего исследования, связанную с изучением такого аспекта проблемы, как отношение родителей к психическому расстройству у ребенка с целью научного обоснования направлений психологического сопровождения семьи.

Мы предполагаем, что клинико-психологическое исследование уровня психического развития, особенностей поведения и тяжести психического статуса детей с психическими расстройствами; исследование отношения родителей к психическому расстройству у ребенка; анализ родительских установок и воспитательных стратегий в семьях детей с психическими расстройствами; исследование взаимосвязей между клиническими характеристиками психического статуса ребенка и отношением к его болезни у родителей, а также разработка практических рекомендаций по психологическому сопровождению родителей детей, госпитализированных в психиатрический стационар, помогут родителям, воспитывающих детей с психическими нарушениями, корректировать привычные воспитательные стратегии в отношении больного ребенка.

При анализе литературы не было выявлено наиболее очевидных закономерностей переживания родителями психического расстройства у ребенка. Например, взаимосвязи характера отношения к ребенку с характером и глубиной расстройства.

Гурович И. Я. (1989) отмечает значительную роль личностных особенностей родителей, воспитывающих психически больного ребенка, для формирования адекватного отношения к его состоянию. Савиной А. Е., Чаровой О. Б. (2002) отмечается, что независимо от психического статуса детей с нарушениями психического развития, материнское отношение к ним характеризуется формированием инвалидизированного образа ребенка.

Сорокиным В. М. (1998, Шипицыной Л. М. (2005, Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. (2000) и другими описаны тягостные чувства горя, безнадежности, растерянности, вины перед ребенком и в тоже время стыда за него, ощущение несбывшихся надежд, переживаемые родителями психически больного ребенка.

Описаны сложности, возникающие внутри семьи: между родителями или между родителями и прародителями ребенка. Seligman M., и Darling R.B. (1989) в рамках системной семейной теории описывают возможные варианты дисфункциональной динамики, которые могут быть вызваны появлением особого ребенка в семье.

Гурович И. Я. (2002, Зайцев В. В. (1999, Коцубинский А. П. (2004) отмечают, что общество также склонно стигматизировать детей с психическими расстройствами и их семьи. Это выражается в ограничении общения с такими семьями, запретах детям дружить с членами таких семей, дискриминации ребенка в детских учреждениях (детских садах, школах, презрительном отношении к больным детям и их родителями. Зайцев В. В. отмечает, что параллельно идет процесс самостигматизации семьи (1999).

Основными особенностями отношения родителей к психическому расстройству у ребенка, являются чувства растерянности и недоверия к врачебным рекомендациям, неадекватное представление об особенностях, тяжести и причинах состояния ребенка, эмоциональное напряжение и стремление снять с себя ответственность за состояние ребенка.

Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка и их поведение в лечебно-реабилитационном процессе относительно независимы от клинических характеристик его заболевания. Определяются оно, преимущественно, личностными особенностями родителей, особенностями воспитательных установок и психологического климата в семье, а также степенью соответствия представлений родителей о происхождении, тяжести и последствиях психического расстройства у ребенка клиническим особенностям его состояния.

Содержанием мероприятий психологической помощи родителям детей с психическими расстройствами должны быть коррекция дезадаптивных эмоционально-личностных реакций родителей; подробное информирование родителей о характере психического расстройства у ребенка : клинической тяжести состояния, течении, причинах, возможных последствиях, характере лечения; повышение активности родителей в лечебно-реабилитационном процессе; коррекция привычных, неконструктивных воспитательных стратегий в отношении больного ребенка.

Библиографический список

Алексеев Б. Е. Психически больной в семье // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1998. №2. - с. 78 - 80.

Алехин А. Н., Курпатов А. В. Психософия : методология, развитие личности и психотерапия. СПб: Сенсор, 2002 — 563 с.

Ахиреева Т. В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, 2006. № 3. — с. 67 — 72.

Барсукова Т. М. Мир семьи: новые технологии работы // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — М., № 2, 2004. — с. 83 — 86

Бочарова Е. А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Постникова JI.B. Качество жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в психическом и речевом развитии // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — Т. 13, вып. З. — с. 23 -25.

Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2001.

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии. // Составитель О. В. Защиринская. СПб: «Речь», 2004. - 432 с.

Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. Пособие для родителей. М., Просвещение, 1967. — 62 с.

Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб: Речь, 2005. — 477 с.

Seligman M., Darling R.B. Ordinary Families Special Children : A System Approach to Childhood Disability. NY, US : Guilford Press, 1989. XII. 272 p.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Фотоотчет о изготовлении плакатов «Бережное отношение к воде» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчет о изготовлении плакатов «Бережное отношение к воде» с детьми старшего дошкольного возраста Большую часть поверхности нашей планеты занимает вода. Вода есть везде - и под землей, и на земле, и в атмосфере. Но людям, животным и растениям.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алина Воробьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 09:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД