Лучший педагог года

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»

Елена Садыкова
Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»

Буквенные выражения. 2-й класс

Форма урока : нетрадиционная (урок-сказка).

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Цель: Ознакомить с новым термином "буквенные выражения".

Задачи:

Образовательные.

• Познакомить с понятием «буквенное выражение».

• Познакомить с латинскими буквами.

• Научить читать и записывать буквенные выражения.

• Закрепить изученное (устные вычисления).

Развивающие.

Публикация «Открытый урок по математике во 2 классе „Буквенные выражения“» размещена в разделах

• Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.

Воспитательные.

• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.

• Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".

Ход урока

(Слайд 1)

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Постарайтесь все понять, чтоб активно отвечать.

Я желаю нам в пути рука об руку идти.

Учитель: - Покажите, как это вы сделаете?

- Мы рады приветствовать всех на нашем уроке математики.

- Каждый урок –это ступенька восхождения вверх.

-Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? (ответы детей)

-Чтобы он был именно таким, мне понадобится ваша помощь.

Посмотрите друг на друга, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у вас все сегодня получится.

- Если вы будете внимательно меня слушать, то узнаете один очень важный секрет. Приготовились меня слушать?

-Только внимание, только умение мыслить помогает нам делать новые открытия и преодолевать трудности. А тот, кто преодолевает трудность - находит мудрость. Постараемся получить на уроке максимум знаний.

(Слайд 2)

Это что же случилось, ребята?

И куда так спешат зверята?

Я скажу вам: вот что случилось –

Это школа лесная открылась!

У: Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу! Примем приглашение?

(Слайд 3).

Л: Привет, а вот и я - лесовичок!

Я слышал, вы в школу лесную собрались,

Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,

Кто быстро и правильно посчитает

Все примеры, что встретятся по пути.

У: - Справимся ребята!

Но вот беда – болото впереди!

Смелее! По кочкам его перейди!

(Слайд 6)

У: Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа.

: + 15= 20 : -9=10 8+ : =14

6 + 5= : 14- : = 5 : -8=3

80 - 10= : 38 - : = 30 : - 15=0

Трое ребят работают у доски. Проверка.

1.- Решите числовые выражения удобным способом.

- Что значит решить удобным способом? Подберите синонимы к слову удобно. (Рационально, быстро.)

Удобно:

65+9+5=

20+7+3+30=

47+6+4=

У: Ура! Вот мы и добрались до лесной школы! (Слайд 7)

III. Знакомство с новым материалом.

У: Мы с вами в Лесной школе. Кого мы видим. В лесной школе урок. Мудрая сова предлагает нам открыть тетради и записать число, классная работа.

- Запишите число и классная работа. -Какое сегодня число?

26 ноября.

Классная работа.

- Проверьте написанное, подчеркните опасные места.

Каллиграфическая минутка.

- Для чего она нужна?

- Какие цифры мы сегодня пишем?

Какие цифры будем прописывать вы узнаете, отгадав загадки:

Хоть у нее одна нога,

Она стройна, горда, строга.

Ни журавль, ни синица

А всего лишь … (1)

Вид ее, как запятая,

Хвост крючком и не секрет

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее нет. (2)

Запишите цифры 12 – какое это число, (двузначное, четное) переставьте цифры местами – 21 (двузначное, нечетное)

Одинаковая ли роль цифры 2 в каждом числе?

- Какие двузначные числа можем составить их них?

-Сколько в каждом десятков и единиц?

- Запишите их, начиная с наибольшего(1 строка)

- Запишите во второй строке числа на 1 десяток больше данных. Запишите каждое по 4 раза

Проверьте написанное и оцените свою работу.

2 Минутка чистописания

.

- Начинается наша работа. С чего мы начнём её? (С устного счёта.)

- Разве может быть математика без устного счёта? Ведь счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

Устный счёт—мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться.

А кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

Повторение компонентов действия сложения и вычитания.

-Какие действия с числами вы умеете выполнять? (складывать и вычитать)

-Как называются числа при сложении (слагаемые, слагаемые, сумма)

-Как называются числа при действии вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

46+3 50+7 80-20

46-3 90-50 50-9

28+30 60+8 60+а

У: Ребята, какой пример вы не смогли решить?

Чем отличается этот пример от других примеров?

Как называются все примеры, которые смогли решить?

Как называются такие выражения? (Числовые)

А этот пример можно назвать числовым выражением?

Как можем назвать? Почему?

Значит, какая у нас тема урока? (Слайд 5)

-А какие у нас задачи, цели урока?

(Знать, что такое “Буквенные выражения”,

научиться их читать, писать и решать.)

- Ребята, а теперь взгляните, какая странная карточка на пеньке.

- У: Вам встречались такие записи?

(и да, и нет)

У: А какие записи нам встречались?

(2 + * = 8. Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)

У: Как будет называться запись, если вместо окошка мы подставим число? (числовое выражение)

У: Давайте и в наше "окошко" поставим число?

У: Давайте попробуем. (Слайд 8)

- Ребята, посмотрите, что нам принёс на урок Знайка Математик. Какая-то карточка с очень странной записью.

Дети разглядывают карточку.

5+

- Вам встречались такие записи? (И да, и нет.)

- Как это понять? (В записях с «окошками» было 2 числа, например 5+=8.)

- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)

5+=8

Какое число вставите в наше «окошко»? (Число 3.)

Что получили? (5+3=8)

Как называется такая запись? (Числовое выражение.)

А как вы думаете, можно поставить в «окошко» Знайкиной записи число (Наверное, можно.)

Давайте попробуем. Какое число вставим? (5)

Какой будет запись? (5+5)

Можем вычислить? (Да.)

Сколько получили? (10, так как 5+5=10.)

Что мы получили? (Числовое выражение.)

А можно вставить в «окошко» другое число? (Да.)

Давайте проверим. Какое вставим число? (2)

Как запишем? (5+2=7)

Что получили? (Новое числовое выражение.)

Какой сделаем вывод?

(Если в «окошки» вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения.)

Какие числа можно вставить в «окошко» этой записи: +4? (Любые числа.)

Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)

Можно вставить в «окошко» этой записи число 7? (Нет, из шести нельзя вычесть семь.)

То есть ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6.

- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами : a (а, b (бэ, c (цэ, d (дэ, k(ка, x (икс, y (игрек).

Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись?

(5+а, 5+b, 5+с, 5+d, 5+ k, 5+х, 5+у)

Что вы записали? (Выражения.)

- Что есть в этих выражениях? (Латинские буквы.)

Как же называют выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?

(Буквенные выражения.)

- Кто из вас догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(Тема нашего урока «Буквенные выражения».)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

- Какие перед нами стоят задачи?

(Познакомиться с новым математическим понятием «буквенные выражения». Научиться читать, записывать буквенные выражения и находить их значения.)

У: Какое число предлагает Заяц?

Выражения записываются на доске:

2+3=5

-Ёжик? 2+5=7

- Белочка? 2+4=6

-Лиса? 2+6=8

У: Что мы записали? (числовые выражения)

-А что же получается, если мы подставляем разные числа? (если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения).

(Слайд 9)

- Две птички смотрят в недоумении друг на друга. Они никак не могут прочитать эту запись. 2+*

- А мы сможем её прочитать? (нет)

- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)

(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+а)

- Что у нас получилось? (выражение)

- А как назвать точнее? (буквенные выражения)

- Вот такие выражения с буквами называются буквенными выражениями

- Ребята, а чем же это буквенное выражение будет отличаться от числового?

- Можем ли мы решить числовое выражение? Как? А что же делать с буквенным выражением, как вы думаете?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)

(Слайд 10)

У: Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

- Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике?

(читаем вывод на стр. 76 внизу, первые два предложения)

У: В записи буквенных выражений используются буквы латинского алфавита.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита.

- В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.

- А сейчас мудрая сова научит вас записывать некоторые латинские буквы. Слушайте внимательно. (Слайд 11)

(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)

а, b, c, d, p, m, n, x, y.

- Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с. 80

- Давайте вместо «окошка» подставим латинскую букву х.

- Прочитайте данное выражение?

Цель: первичное закрепление.

Варианты:

-Как решать буквенные выражения?

-Как записывать буквенные выражения?

- Вместо буквы надо подставить число.

-0,1,2,3

-Нет.

Дети записывают вместе с учителем.

- Числовые.

Дети выходят к доске и составляют алгоритм:

1. Прочитать.

2. Записать.

3. Подставить значение буквы в выражение.

4. Вычислить.

-Задайте вопросы по новой теме?

- Запишите число, классная работа.

Проблемная ситуация:

- Как решать буквенные выражения, какие будут предположения?

- А какие числа мы можем подставить?

-А 4 можем подставить?

-Давайте запишем и найдём значение буквенного выражения :

3-х, х=0 3-0=3

3-х, х=1 3-1=2

3-х, х=2 3-2=1

3-х, х=3 3-3=0

- Какие теперь получили выражения?

- Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.

- Что мы для этого делали?

- Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.

IV. Физкультминутка

У: Перед лесной школой находится замечательный луг. (Слайд12) Давайте мы выйдем и отдохнем.

V. Закрепление.

- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)

(Читаем вывод в учебнике на с. 76)

№ 1 стр. 64 (учебник)

- В этом задании нам даны карточки с «окошками».

- Вставьте вместо "окошка" в 1 карточку латинскую букву с. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение. (Слайд 13)

- Вставьте вместо "окошка" во 2 карточку латинскую букву а. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.

- Вставьте вместо "окошка" в 3 карточку латинскую букву р. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.

с + 4 10 – а 6 - р

У: Какие значения могут принимать буквы? (В 1-ом выражении – любые, во 2-ом – только числа, меньшие 10, в 3-ем – только числа, меньшие 6).

- Лесовичок, который встретился нам по пути в лесную школу, поделился со мной одной тайной. Вы хотите узнать эту тайну? Тогда слушайте внимательно и записывайте все вместе со мной.

- Как же найти нам значения полученных выражений?

с+4

У: Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения?

(чему равно с)

У: Какие значения может принимать с? (любые)

с+4, если с=8

8 + 4 =12

Работа с комментированием у доски:

(решаем остальные выражения, если а = 6, р = 2).

10 – а, если а = 6. 6 – р, если р = 2.

10 – 6 = 4 6 – 2 = 4

- У: (Слайд 14) Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плачь? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить буквенные выражения из № 2 со стр. 65 Давайте посмотрим, что же у него не получается (чтение задания). Первое выражение решит 1 вариант, второе – 2 вариант. (По одному человеку работает у доски).

( Проверка на местах:

Сумма чисел к и 7, если к = 10, 7. 10+7=17, 7+7=14

Разность чисел к и 7, если к=10,7. 10-7=3, 7-7=0.)

- Вот мы с вами помогли бедному зайчику.

VI. Подведение итогов урока. (Слайд 15)

У: Что нового на уроке мы сегодня узнали?

(Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями).

У: Что мы научились делать с буквенными выражениями?

(Научились читать, писать и находить их значения).

VII. Домашнее задание. (Слайд 16)

№ 4 стр. 65

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

8. Закрепление.

(упражнение в решении буквенных выражений)

На доске запись:x-7

-Как вы думаете,как найти значение буквенного выражения (вместо буквы подставить какое –либо число,то есть значение данной буквы)

-Попробуйте это сделать.

При x=7,x=20

Составим алгоритм решения буквенного выражения :

1. Прочитать выражение.

2. Запишите выражение.

3. Вставьте числовое значение.

4. Найдите значение выражения.

Работа с учебником,стр. 77.

Образец записи показывает учитель,затем ученик у доски.

К+7 и К-7,если к=10,к=7

10+7= 10-7=

7+7= 7-7=

Прочитаем выражение с+4.

Запишем выражение (пишут)

Вставим числовое значение (дети предлагают числа)

Найдем значение выражения (решают)

Решение задачи 3,стр. 77.

-Прочитайте задачу.

-Сколько денег было у мамы(50руб. и 10 руб.)

-Что обозначает число 30 (количество истраченных денег.)

-Какой вопрос в задаче (сколько денег осталось у мамы)

Решение.

Первый способ:(50+10)-30=30 (руб.)

Второй способ:

-Можно ли по-другому решить задачу?Какие деньги были у мамы(50 руб. и 10руб.)

-Сколько ей надо заплатить(30 руб.)

-Как бы вы стали расплачиваться на месте мамы?Какую купюру подали продавцу(50 руб.)

-А что получили бы (Сдачу,остаток.)

-Как находим остаток ( Вычитанием:50-30=20 (руб.)

-Что сделаем со сдачей (прибавим к 10 руб. :20+10=30 (руб.)

9. Рефлексия и подведение итогов урока.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке (познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями)

-Что мы научились делать с буквенными выражениями (научились читать,писать и находить их значения)

-Приведите примеры буквенных выражений.

10. Домашнее задание (стр. 77,N 4)

Урок окончен. Спасибо за урок.

Вам встречались такие записи?

Но в записи с "окошечками" было два числа 5+. =8

Что вы тогда делали? (вставляли в "окошечко" число так, чтобы равенство было верным)

Какие вы бы поставили числа во второй записи 6-:( 0:. 6)

Ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6

Математики решили заменить окошечки латинскими буквами :

Как записать с помощью латинских букв эту запись?

5+а; 5+b

Что мы записали? (Выражения)

А как их точнее назвать? Что есть в записи выражения? (буквы)

Так какие это выражения? (буквенные)

К чему мы с вами пришли? (так называется тема урока)

Как называются выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?

И читаются они так же, как числовые.

Работа в группах:

-Давайте вспомним золотые правила при работе в группе.

Задание: найдите значения выражений? (Ребята делятся по 5 человек, каждый рассуждает решение данного выражения).

Проверка.

-Какие выражения вы сейчас решали?

– Каким алгоритмом пользовались при решении данных числовых выражений?

Публикации по теме:

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе учащихся с ЗПР «Звук [р], [р’]. Буква Р» Тема урока: Звук [р] [р"].Буква Р Тип урока: Комбинированный. Цели урока: Создать условие для создания и осмысления нового материала. Знакомство.

Открытый урок по музыке в 4 классе «Симфонический оркестр» План-конспект открытого урока по музыке в 4а классе 3 четверть: «Знаменитые театры мира» Урок №18 Срок проведения: январь Дата: ТЕМА.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Библиотека изображений:

Публикация Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Садыкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 00:52
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД