МААМ-картинки

Открытое занятие с региональным компонентом

Самар Валентина Петровна
Открытое занятие с региональным компонентом

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»

Конспект открытого логопедического занятия с региональным компонентом

на тему: «Речевые и неречевые звуки»

Подготовила:

учитель-логопед:

Самар В. П.

2023

Цель занятия : дифференцировать речевые,неречевые звуки. Выделять предметы одинаковые,но разные по звучанию. Развивать слуховую память на родном языке.

Публикация «Открытое занятие с региональным компонентом» размещена в разделах

Практическая значимость: включать в занятие методы и приёмы работы-с региональным компонентом, способствующих развитию слухового восприятия.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

1)дифференциация понятия «звук», умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы,звуки животных,птиц и т. д.).

2)подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

3)Формировать правильное произношение речевых звуков.

4)формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

5)формирование слухового внимания и восприятия.

6)формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

1)развитие фонематического восприятия в слогах и словах.

2)развитие операций звукового анализа и синтеза.

3)развитие модуляции голоса.

4)развитие координации движений, пространственной ориентации.

5)развитие воображения.

Коррекционно-воспитательные:

1)воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

2)воспитывать умение слышать и слушать.

3)воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Оборудование:Кукла-«Акоан»(нанайская куколка, коробка с предметами производящими музыкальные звуки (нанайская погремушка,бубендеревянные ложки,маракасс,колокольчик, наполнитель-для подарков. Одинаковые предметы, но разные по звучанию :»шумелка» с попрыгунчиками-2шт; «шумелка»мороженки с ракушками-2шт;трещенка маленькая-большая, «шумелка-самоделка»-с нанайским орнаментом -2 шт,муляж «Рот – домик звуков»; вырезанные нанайские шаблоны из салфеток для формирования речевого дыхания; проект с картинками»Орган слуха-Ухо,», персонаж-«Большой Ух»,дидактическое пособие своими руками «Уши»-для персонажа»большой Ух», телефон -картинки со зуками животных, птиц, музыкальные инструменты, предметы дидактическое пособие- собака,кошка,свинья,петух,курица,корова,лошадь,гусь,утка,сова,комар,

Ход занятия.

I.Орг. момент. Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости давайте поздороваемся! (дети здороваются).

Л-Ребята,слышите,кто-то плачет (логопед из-за кулис выходит вместе с куколкой «Акон».Акоан начинает рассказывать, что хочет понять,что такое речевые и неречевые звуки?Ей бы очень этого хотелось.

Л-Ребята,давайте. поможем куколке «Акоан»,разобраться что такое неречевые и речевые звуки? Какие они бывают?

Л-Не плачь, «Акон», сейчас мы вместе разберемся!

Ребята посмотрите, что «Акон» принесла нам. Логопед показывает коробку там находятсяся предметы производящие звуки: (нанайская погремушка,бубен,деревянные ложки,маракас,колокольчик, металлофон,наполнитель-для подарков. Одинаковые предметы, но разные по звучанию :»шумелка» с попрыгунчиками-2шт; «шумелка»мороженки с ракушками-2шт;трещенка маленькая-большая, «шумелка-самоделка»-с нанайским орнаментом -2шт. Логопед вместе с «Акон» выбирают предметы по очередно не показывая. Дети слушают, угадыват по звуку, что за предмет и называют.

Л-Ребята, что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас?

Л-Правильно, они издают различные звуки!.А чем мы слушаем?

Д-Ушами!

Л- Конечно ребята (показывает картинку на проекторе -«Орган слуха»(Ухо).Тут стук в дверь.

Л-Ребята, слышите кто-то к нам стучится? Заходит «БольшойУх»(автор мультфильма -Юрий Бутырин-1989г).

Б-Здравствуйте ребята! Узнали, кто я?Дети узнают – персонажа из мультфильма «Большой Ух».Вот вы мне ответьте, пожалуйста, зачем нам нужны уши?

Ответы детей: -Чтобы слушать!

Б-Уши –Всё верно! слушаем звуки. Демонстрирует свои большие уши. Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Д: Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух. Да, ребята?

Д-Нельзя кричать друг другу громко у уши, ни чего нельзя класть в уши, простужать и т. д.

Б-Ребята, а вы бережёте свои ушки? Надеваете шапки когда холодно?Ответы детей.

Б-Молодцы, ребята, как вы меня порадовали. Вы столько много знаете!

Б-«Акоан, а ты бережёшь свои ушки?Ни кому не кричишь в ухо?

А-улыбается …

Б-ребята, вы так хорошо все знаете про свои ушки и мне захотелось вам показать мультфильм…я вам обязательно его покажу. Но только, в конце занятия. А пока я свами останусь, посмотрю, что еще вы знаете.

Л- Оставайся конечно «Большой Ух» мы с ребятами тебе и акоан еще мное интересное покажем и расскажем!

Л-Но звуки могут издавать не только предметы, ребята, но и живые существа. Например, звери и птицы. Давайте ребята поиграем с вами в игру «Отгадай, кто как подает голос?»(логопед кладет на стол дидактическое пособие- предметы-животные и птицы. Обьясняет тактику занятия. Включает на телефоне картинку со звуком животного или птицы. Ребята должны подобрать предмет к воспроизводящему звуку, назвать слово на русском и родном нанайском языках.

Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» Дети слушают звуки животных, птиц. (угадывают, Звуки-Кошка_(кэксэ,Собака (Инда,свинья (Олгя,петух (Чико-хусэ,курица (Чико)корова (Иха,утка (Гаса).

А- Здорово! Как интересно. Особенно приятно,ребята, что вы называете на моём родном нанайском языке.

-Спасибо, вам ребята!

Давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Отгадай, кто как подает голос?»

Л: Давайте,теперь мы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Логопед встает вместе с детьми в круг зачитывает стихотворение и показывает движения.

Л: Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж.

Мимо машины бежали. – Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.

Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

Знакомство с органами артикуляции.

Л: Рот – это домик звуков (муляж рта). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

4. Дыхательная гимнастика «Медвежата»(мапа)

Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать. Давайте я сейчас вас превращу в бегимотиков? Где моя волшебная палочка.

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три. Четыре, пять,

Палочкой взмахнём своей,

К волшебству спешим скорей! (дети превращаются в бегемотиков)Л- Что за чудо! Дети вы превратились в медвежат (маски медвежат для каждого ребёнка).

Л-Положили лапки на животики. (кладут руки на живот.

То животик поднимается, (делают длительный вдох носом)

То животик опускается. (делают выдох ртом).

Ну-ка выпяти животик.

Получился медвежонок

А теперь-втяни живот

Похудел наш межвежонок.

Артикуляционная гимнастика. Л: Сделаем зарядку для язычка и губ. Одно из упражнений называется «Медвежонка». Медвежонок рот открыл,

Подержал потом закрыл.

Подразним мы медвежонка

Подшутить над ним охота.

Широко раскроем ротик, как голодный межвежонок. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).

6. Развитие речевого дыхания. Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.

Упражнение «Фокус» (раздаются вырезанные шаблоны из бумаги животных и птиц в виде нанайского орнамента.). Л: Положите, узор на ладонь. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, в таком положении сдуйте узор с ладони.

Формирование интонационной стороны речи. Знакомство с гласными звуками.

Л: Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся. [а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Л: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а],[о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки» Обозначаются они красным цветом (демонстрация).

Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] (пальчиковая гимнастика счет по пальчикам.) и на нанайском.

Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.

10. Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»

Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка» картинка нанайская чашка) но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.

Творческая деятельность» шумелка –самоделка»(яйцо от киндера, шаблон с нанайским узором, наполнитель (бусины, бисер, пуговицы)Ребятам предлагается самим сделать шумелку, воспроизвести звук. Угадать что находится в яйце.

III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили?

Д: О звуках, которые издают :музыкальные, бытовые предметы, птицы, животные и человек. Эти звуки окружают нас, они не похожи друг на друга, они разные, и мы слышим их с помощью органа слуха -ушей. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки.

Л-Что вам ребята больше понравилось во время занятия? Что больше запомнилось? Ответы детей.

-Акоан :-Ребята,спасибо вам большое,я теперь поняла что значит речевые, и неречевые звуки. Мне так стало радостно, у меня поднялось хорошее настроение,и я обязательно расскажу своим подружкам, что значит речевые и неречевые звуки и какие они бывают!

Б-Ну вот и разобрались! А теперь настало время и для просмотра мультфильма

Просмотр мультфильма «Эхо»(по сказке Короткова СССР 1982 г)

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Аннотация к оборудованию по ПДД с дагестанским национальным компонентомАннотация к оборудованию по ПДД с дагестанским национальным компонентом Дорога " Махачкала -Буйнакск» Данный проект изготовлен для работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста, который позволит развить.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий»Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий» Конкурс-игра «Путешествие в мир профессий»Цель: закрепить представление о многообразии профессий. Задачи: Актуализировать знания о профессиях,.

Модифицированные игры с компонентом о труде Модифицированные игры, с компонентом о труде Мы взяли известные народные игры и модифицировали их, добавив новое содержание, новые элементы,.

Библиотека изображений:

Публикация Открытое занятие с региональным компонентом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Самар Валентина Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Открытое занятие с региональным компонентом
Опубликовано: 13 марта 2024 в 08:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД