Получи документы

Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст)

Евгения Пяташова
Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАССЛАБЛЯЕМСЯ, ИГРАЯ»

(СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Цель занятия : обучение мышечной релаксации.

Актуальность занятия :

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Публикация «Открытое занятие для педагогов ДОУ „Расслабляемся, играя“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе.

Упражнения на релаксацию плодотворно влияют на детей с разными особенностями:

Гиперактивным детям трудно управлять своим поведением, они плохо владеют своим, недостаточно его ощущают. Релаксационные паузы способствуют развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела.

Детям, склонным к агрессивному поведению характерны мышечные зажимы в области лица, кистей рук. Релаксационные паузы, позволяют снимать тонус мышц.

Застенчивым детям, так же рекомендованы релаксационные упражнения, так как эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявлять, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.) .

Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать в подготовительной группе, для восстановления работоспособности при подготовке к школе, а также для эмоционального развития. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Оборудование: ширма, мягкие игрушки (слон, лягушка, жираф, сова) тряпичная кукла, мелодия «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева, мелодию «Совушка-сова» К. Дискина, мелодия «Лето. Времена года», ноутбук, колонки

Структура занятия :

1. Вводная часть (5-10 мин).

На этом этапе важно настроить детей на занятия. Предлагаются задания на установление контакта между детьми, способствующие созданию благоприятной рабочей атмосферы.

2. Основной этап (10-15 мин.)

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей. Обучение релаксации по контрасту с напряжением.

3. Заключительный этап (восстанавливающий) (5мин.).

Ход занятия:

1. Игра «Все, у кого»

Цель игры: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

Примеры:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по животику все, кто съел весь завтрак.

Пусть улыбнуться все, у кого есть сестра или брат.

Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.

Ведущий объявляет, что в детский сад пришли гости (находятся за ширмой).

Они очень хотят поиграть с ребятами.

Но сначала необходимо отгадать загадки про гостей:

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю! (Слон)

Слон «показывает» детям упражнение «Хоботок»

2. Упражнение «Хоботок» (расслабление мышц лица)

Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. ( Показать спокойное положение губ: рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены… (2-3 раза.)

Далее звучит загадка про лягушку:

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт,но не птица-

Вот такая небылица.

Прыг да шлеп по дорожке

Голова четыре ножки.

Распевала голова

Очень громко: ква-ква-ква.

Лягушка «показывает» детям упражнение «Лягушка»

3. Упражнение «Лягушки» (расслабление мышц лица)

Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.

Мы весёлые лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану!

Губы не напряжены

И расслаблены(2-3 раза.)

Следующая загадка – про жирафа:

Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит (Жираф!

Жираф «показывает» детям упражнение «Жираф»

4. Упражнение «Жираф» (расслабление мышц шеи)

Для этого нужно постараться вытянуть как можно длиннее шею и не спеша пройти перед всеми из начала шеренги в ее конец с гордо поднятой головой. Дети по очереди изображают жирафа. Повторить 2-3 раза.

При выполнении упражнения можно использовать «Гавот» из «Классической» симфонии С. Прокофьева.

Теперь – загадка про сову:

Угадай, какой же птице

Ночью темною не спится?

Не укроет мышь трава,

Ведь за ней летит. (сова).

Сова «показывает» детям упражнение «Сова»

5. Упражнение «Сова» (расслабление мышц шеи)

Дети стоят полукругом перед педагогом, изображают сов, выполняя действия по тексту потешки. Педагог говорит :

Совушка-сова – большая голова

На суку сидела, головой вертела,

То направо, (дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются)

То налево, (дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются)

Ничего не разглядела. (шея расслаблена, голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет») (2-3 раза)

При выполнении упражнения можно использовать мелодию «Совушка-сова» К. Дискина.

6. Динамическая пауза «Совушка»

Цель: развитие слухового внимания, формирование навыклв произвольного поведения и самоконтроля.

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

При выполнении данного упражнения может использоваться веселая музыка.

Ведущий благодарит гостей и предлагает поиграть в игру «Кулачки»

7. Упражнение «Кулачки» (расслабление мышц рук)

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! (3 раза).

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленные кисти (2-3 раза)

Ведущий продолжает «А теперь, когда наши ручки стали сильными, попробуем поднять штангу»

8. Упражнение «Штанга» (расслабление мышц рук)

Дети сидят на стульях.

Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два! (напряжение)

Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим (расслабление) (2-3 раза)

Появляется новый персонаж – тряпичная кукла. Она сидит на ширме, поворачиваясь влево-вправо, наклоняет корпус вниз.

Ведущий предлагает отгадать, кто же это такой. Затем предлагает изобразить данного героя.

9. Упражнение "Шалтай-болтай" (расслабление всего организма)

Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз"

10. Заключительное упражнение «Слушай музыку»

Звучит мелодия «Лето. Времена года». Детям предлагается послушать звуки, попытаться определить их природу.

Список литературы:

1. Яковлева Н. Г. "Психологическая помощь дошкольнику".

2. Н. Л. Кряжева "Развитие эмоционального мира детей"

3. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2008г

4. М. И. Чистякова «Психогимнастика»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Проект «Аутотренинг» АУТОТРЕНИНГИ-РЕЛАКСАЦИИ («этюды для души») Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней,.

Библиотека изображений:

Публикация Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Пяташова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Открытое занятие для педагогов ДОУ «Расслабляемся, играя» (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 15:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД