Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Людмила Фанайлова
Отчет по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Отчет по самообразованию «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Воспитатель : Фанайлова. Л. А.

“ Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "

К. Д. Ушинский

Публикация «Отчет по самообразованию „Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности“» размещена в разделах

Цель работы по теме самообразования : объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формирование у воспитанников основ трудовой деятельности.

Задачи:

- развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями;

- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

- способствовать всестороннему развитию детей

Вопросы трудового воспитания остро стоят не только перед педагогами и родителями, но и перед всем современным обществом. Для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, проблема воспитания положительного отношения к труду сопряжена с возрастными особенностями психического и физического развития дошкольников. У ребенка еще не сформированы чувства ответственности и понимание значимости своего труда. Для него труд – это игра «во взрослого». Поэтому от того, какой пример будет видеть малыш в отношениях взрослых к своему труду, труду других людей (в том числе и труду детей, зависит, какой характер будет носить результат трудового воспитания – социальный или асоциальный.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Нередко воспитатели и родители, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.

А в свою очередь, трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной проблеме, работа с методической и периодической литературой.

На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию.

На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :

1. Навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приё мы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактических игр, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.

2. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать.

Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега. Весной оформление группового огорода.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой.

По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.

3. Труд в природе – уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

Весной организуем огород на подоконнике: высаживаем лук и семена на рассаду, ухаживаем и наблюдаем за их ростом. С ребятами посадили цветы на клумбы, на грядку - фасоль. Дети помогали осуществлять полив, наблюдали за прополкой, помогали убирать сорняки.

4. Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). В этом году мы учимся работать ножницами, выполняем различные аппликации, готовим подарки мамам и папам, приняли участие в конкурсе: в районном конкурсе «Космос!», конкурс рисунков по стихотворениям А. Борто.

На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве, также чистим дорожки от снега.

5. Ознакомление с трудом взрослых

Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, д/и, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:

* консультации

* выставки детских и совместных работ

* родительские собрания

* анкетирование

* фотоотчёты, фотовыставки

* участие в конкурсах

С родителями проведены консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей».

Родители приняли участие совместно с детьми в конкурсах»; Конкурс «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка»; поделки и рисунки к дню рождения осетинского писателя Коста Хетагурова., «Маска сказочного героя»

Родители принимают участие группы к новогодним праздникам. (приобрели украшение для стен)

Я считаю, что в процессе нашей работы у детей происходит:

- накопление практического опыта;

- формирование навыков и умений;

- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата) ;

- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий); совместно с детьми сеяли семена цветов, потом высаживали их в грунт, сажали лук, фасоль, наблюдали за ростом.

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:

Публикация Отчет по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Фанайлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Опубликовано: 27 июня 2021 в 14:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД